27 марта – Всемирный день театра
Когда говорят о театре, речь обычно идёт о заслуженных актёрах и именитых режиссёрах. Им, как правило, и достаётся вся слава: цветы, аплодисменты, восхищение благодарных зрителей. Но мало кто задумывается о том, что ни один спектакль не нашёл бы такой отклик в душе, не вызвал бы бурю ярких эмоций, не приложи свою руку к постановке художник, гримёр, звукоинженер, светотехник, монтировщик декораций и другие люди, которые всегда остаются «за кадром». В канун профессионального праздника работников храма Мельпомены корреспондент «АГ» побывала за кулисами Ачинского драматического театра и своими глазами увидела, как рождается чудо.
У ИСТОКОВ СПЕКТАКЛЯ
Оформление сцены, декорации, реквизиты, костюмы – всё это плод фантазии художника. Он первым в театре читает сценарий пьесы и представляет режиссёру своё видение будущего спектакля, отражённое сначала в набросках, потом – в тщательно проработанных эскизах. При этом не всегда точка зрения режиссёра совпадает с ощущениями художника, поэтому последнему порой приходится продумывать самые разные вариации «на тему» – это делается до тех пор, пока не будет достигнут консенсус.
— Сложнее всего работать над сказками, – признаётся главный художник Ачинского драматического театра Елена СИДЕЛЬЦЕВА. – Там приходится выступать в роли настоящего волшебника, ведь ты должен придумать, как сделать, чтобы на сцене произошло чудо. Во время детских спектаклей у нас вырастают цветы, трон превращается в летучую мышь, игрушка,
большой деревянный паровоз, рассыпается на части – всё это должно произойти за считанные секунды и на глазах у зрителя. Согласитесь, есть над чем поломать голову.
ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЁЖКЕ…
Особое внимание художник уделяет сценической одежде. Она не просто должна соответствовать образу, но и легко сбрасываться.
— Мне хочется, чтобы в процессе спектакля актёры часто меняли наряды – это всегда интересно смотрится, – говорит Елена Владимировна. – Но постоянные переодевания требуют особого подхода к строению костюмов – они отличаются от тех, что мы носим в обычной жизни: платья должны мгновенно сниматься и надеваться. Иногда трансформация нарядов происходит прямо на сцене. Например, в спектакле «Пижама на шестерых», по сценарию, скромная девушка приходит устраиваться на работу служанкой. Мужчины говорят ей, что их не устраивает её внешний вид, срывают какие-то части одеяния – и героиня сразу преображается: она уже в мини, с глубоким декольте.
Любые задумки художника воплощают в жизнь работники швейного цеха. На изготовление одного наряда у них может уходить до пяти дней. Когда перед премьерой аврал, приходится трудиться и в выходные.
— Каждый костюм шьётся на конкретного актёра, – рассказывает закройщик особо сложных работ Ольга СУББОТИНА. – Если в спектакле одну и ту же роль играют два человека, нам приходится шить два одинаковых костюма. В редких случаях, когда бюджет ограничен, мы делаем одно верхнее платье – усреднённый вариант, но нижнее – всё равно отшивается индивидуально.
Несмотря на то, что новые спектакли ставятся не каждый месяц, без работы портные никогда не сидят.
— Кто-то из актёров поправляется, кто-то худеет – постоянно приходится подгонять костюмы, – делится портная Елена МУРАВЬЁВА. – Кроме того, одежда часто рвётся. Казалось бы, только всё сделали – опять несут…
Готовые наряды из пошивочного переселяются в костюмерный цех: там их регулярно чистят, тщательно гладят, аккуратно развешивают, следят за тем, чтобы ни одна деталь костюма не потерялась – в общем, берегут, как зеницу ока.
Я НЕ УЗНАЮ ВАС В ГРИМЕ!
Всегда интересно наблюдать за метаморфозами, которые происходят с внешностью человека. В гримёрно-постижёрном цехе такие превращения случаются постоянно.Здесь хранятся парики всех цветов и мастей, накладные усы, бороды. Трюмо заставлено многочисленными баночками и бутылочками. Заведует всем этим богатством гримёр-постижёр Кристина МЕЛКОВА. Она – мастер на все руки: и состарить может за считанные минуты, и пол поменять, если это требуется.
— Бывает, что мужчины расстраиваются, когда приходится играть женщин. Особенно не любят, когда им красят ресницы – моргают, кричат: «Всё, хватит! Я не могу больше!» – рассказывает Кристина. – Но деваться некуда – актёры сами себе не принадлежат: как режиссёр сказал, так и будет. Это, кстати, ка-
сается не только грима, но и причёски, цвета волос. Не так давно одного из артистов с тёмным цветом волос было решено перекрасить в блондина. Он, прямо скажем, был не в восторге от такой идеи, но деваться некуда – несколько раз его обесцвечивали, пока не добились нужного результата. Иногда актёров просят отрастить для спектакля усы или бороду.
ДЕТАЛИ РЕШАЮТ ВСЁ
Особую изобретательность постоянно приходится проявлять бутафорам. Для изготовления реквизитов в ход идут бумага, картон, поролон, фанера, проволока, краски, бисер, кожа – чтобы перечислить все материалы, не хватит и страницы. Мастера колдуют над коронами, веерами, посохами, вазами, фужерами, кинжалами, искусственными овощами, самодельными капельницами и многим-многим другим.
— Я очень люблю свою работу, – признаётся художник-бутафор Татьяна БЕХЕР. – Обожаю делать головные уборы, особенно шляпки – это моя страсть. Хотя в каждый предмет, конечно, вкладываешь душу – как иначе? Порой сидишь над каким-нибудь реквизитом несколько дней, а потом приходишь на премьеру, смотришь – он промелькнул, и всё. Думаешь: «Ну хоть бы ещё разок вынесли на сцену!».
Все эксклюзивные изделия, вышедшие из-под рук бутафоров, хранятся в «кладовой» театра – реквизиторском цехе. Здесь же собраны и другие предметы, которые когда-то выносились на сцену. Сейчас уже никто из работников и не вспомнит, откуда взялись эти старинные чемоданы, керосиновые лампы, ретро-телефоны, музыкальные инструменты, но наверняка у каждой из этих вещей есть своя история.
Можно увидеть в реквизиторском цехе и предметы, которым, казалось бы, самое место на свалке: пустые бутылки, коробки из-под конфет, консервные банки, старые канистры,– однако всё это в какой-то момент может понадобиться, уверяют хранители театральных ценностей.
Стоит отметить, что у человека, попавшего сюда впервые, просто разбегаются глаза: диву даёшься, как можно что-то найти в этих залежах. Однако реквизиторы хорошо знают свою «вотчину» и без труда достают из нагромождения всевозможных предметов то, что нужно.
P.S. Ни одна постановка сегодня невозможна и без участия декораторов, машинистов, монтировщиков, осветителей, звукооператоров, других работников «невидимого фронта» – все они вносят свою лепту в то, чтобы мы с вами, зрители, могли получать настоящее удовольствие от увиденного на сцене. Редакция «АГ» поздравляет всех служителей театра с профессиональным праздником. Пусть все спектакли проходят у вас без сучка, но с задоринкой!
30 марта 2016
Автор: Олеся Паршина