Мне повезло: место в зрительном зале оказалось рядом с молодым режиссёром Сергеем Пантыкиным. Именно он осуществил постановку пластической драмы Олега Богаева «Башмачкин». До первого звонка ещё остаётся минут десять – этого времени хватает для короткого интервью:
– Сергей, как вы оказались в нашем городе?
– Чуть меньше года назад в Ачинске проходила лаборатория по поддержке малых городов России. Она организовывалась Театром Наций Евгения Миронова совместно с Министерством культуры РФ для того, чтобы «встряхнуть» театральное культурное пространство провинции. Креативный директор этого мероприятия Олег Лоевский пригласил и меня принять участие, выслав пьесу. Ею и оказалась пластическая драма моего земляка из Екатеринбурга Олега Богаева – «Башмачкин». Литературный источник пьесы – гоголевская «Шинель».
Так я первый раз оказался в Ачинске. Лаборатория проходила таким образом: труппа делилась на три группы, с каждой делали эскизы три молодых режиссёра, в том числе и я. После показа голосовали зрители. Они выбирали один вариант из трёх: «Забыть, как страшный сон», «Оставить, как есть» и «Довести эскиз до спектакля». Мне достался третий вариант: и руководство театра предложило мне постановку «Башмачкина». В январе этого года я приехал в Ачинск второй раз, и сегодня вы увидите окончательный вариант работы.
– Всё же считаете нас провинцией?
– Внутри я тоже ощущаю себя провинциальным человеком. Родился в Екатеринбурге, в Москву переехал вместе с семьёй. Не понравилась мне столица: большой, шумящий город. Мне по душе милее провинция – она спокойнее, добрее и человечнее. В ней я чувствую себя своим человеком.
– Какое мнение создалось о труппе?
– Артисты разные: есть очень талантливые, как, например, Александр Парошин. Есть, что там скрывать, и случайные люди в профессии. Но при этом их объединяет желание выходить на сцену даже за маленькую зарплату. Если очень захотеть, то из них можно сделать профессионалов. Я хочу отметить всех работавших со мной над спектаклем – спасибо им большое. Да и сам я получил большой опыт работы: несмотря на то, что по образованию я режиссёр драмы, раньше работал в жанре современного мюзикла.
– Волнуетесь?
– Сегодня – во второй день показа спектакля – уже меньше. А вот вчера – да. Посмотрим, как встретят «Башмачкина» зрители сегодня.
…и – браво!
С первых и до последних минут действий мы не видим на сцене ни ярких декораций, ни пышных костюмов – всё соответствует гоголевскому времени. Но в глаза сразу бросается креатив: на всём протяжении артисты танцуют, сопровождая происходящие события пластическими движениями. События разворачиваются вокруг ценной вещи для литератора Башмачкина – шинели. У него её украли. Для «маленького» человека это так много значило, что он тяжело заболел. Тоскует о хозяине и любимая вещь – в шинель неожиданно вселяется душа, и она начинает свои странствия, спрашивая у всех: «Где Башмачкин?» На пути попадаются корыстные люди, которые, чтобы овладеть тёплой одёжкой, убивают друг друга. Характерные роли этих людей исполняют талантливые актёры Валерий Курченков, Денис Шуряков, Николай Соловей, Сергей Сумин, Надежда Суханова, Лариса Колодина – всех и перечислить трудно, каждый хорош по-своему, а в спектакле занята почти вся труппа. И с каждым злодеем или злодейкой что-нибудь, да случается, о чём сотрудник небесной канцелярии (актриса Юлия Щусь) с юмором заносит запись в амбарную книгу.
Весь спектакль главный герой (актёр Александр Парошин) проводит в нижнем белье в постели. Но как хороши его монологи! В зале – тишина: зрителям хочется расслышать каждое слово… Тем временем одушевлённая Шинель доходит до самой императрицы, и той становится интересно, кто же такой – этот Башмачкин, у которого говорит шинель? Такого даже в Париже не видали!
Всё завершается бурным объятием хозяина и его вещи. Наконец-то главная героиня спектакля – Шинель сбрасывает с лица капюшон, и мы видим счастливо улыбающуюся Антонину Крупенникову. По-моему, главная мысль драмы – мечте всё подвластно, коль она может даже в вещь вселить душу и убрать с её пути все преграды.
Зрители долго не покидали зал, награждая артистов овациями. А они дружно проскандировали: «Ре-жис-сё-ра!»
4 марта 2015
Автор: Татьяна Гостенкова