Интервью с худруком лаборатории Ниязом Игламовым


Представляем вашему вниманию художественного руководителя лаборатории — театрального критика Нияза Рауфовича Игламова.

Истоки лаборатории

Идея зародилась еще в конце прошлого октября, когда мы с экспертами «Театральной весны» приезжали в Ачинск для формирования афиши фестиваля. Тогда и родилась идея дальнейшего развития коллектива. Надо сказать, Ачинский драматический театр и без того очень живой «организм» и находится в постоянном творческом поиске. Поэтому пришла мысль о проведении творческой лаборатории. Это предложение нашло поддержку у руководства театра, затем несколько месяцев мы совместно искали материал. Для меня, как руководителя лаборатории, всегда важен запрос театра. Мотивация для проведения такого рода лабораторий может быть самой разной, начиная с базовых потребностей, вроде знакомства с новыми режиссерами, актерских тренингов, обновления репертуара и пр. Если смотреть глубже, лаборатория может стать трамплином для смены или уточнения художественной миссии театра. В ходе переговоров мы выяснили, что для Ачинского театра на сегодняшний день важно привлечь молодежную аудиторию.

Название

Мы решили назвать лабораторию «Нескучный театр: приключения и фантастика» с некоторой долей иронии над тем, как зачастую пытаются привить любовь к театру. Школьными культпоходами на классику, например. Только вот эффект часто получается обратный и желания «тянуться к прекрасному» не возникает. В том числе потому, что у нас десятилетиями репертуар для детей и юношества формировался по остаточному принципу. Махровым цветом цвела тюзятина, заигрывание с детской аудиторией, уход от острых злободневных тем. Это я помню и по своему опыту, и по рассказам моих знакомых из разных городов. Не везде, конечно, такое происходило, но эта тенденция только в последнее десятилетие начала сходить на нет. Потом, конечно, в театр возвращаются в более сознательном возрасте, когда порой случайно достался билет, а увиденное внезапно попало в самое сердце. Не говорю, что такое положение дел присуще для Ачинского театра, но проблема добровольно-принудительных культпоходов остро стоит везде. Многие театры сейчас стараются делать свободную рассадку, не по классам, где есть лидеры, хулиганы, заводилы, а в разброс с учениками других школ. Потому что у подростков личность формируется во многом на сопротивлении с миром взрослых, на некотором отторжении от его ценностей. «Театр – это олдскульно», это для старичков, это не модно и тд. А самое главное, они действительно довольно редко видят тот материал, который им интересен по-настоящему. Конечно, есть тревога и за наш выбор, ведь например, для людей моего поколения мифы Древней Греции многое значили, сейчас – не уверен, что большинство подростков их читало. Только вот театр должен не просто удовлетворять запросы аудитории, но и формировать их. Активно. Не перегибая, конечно, палку. Поэтому после долгих размышлений решили взять разноплановую приключенческую и фантастическую литературу, у нас нет пьес – режиссеры привезли свои инсценировки прозы.

Задачи и концепция лаборатории

Любая лаборатория — это прыжок в неизвестность. И для театра, и для меня, как руководителя лаборатории, и для режиссеров, и для актеров. Мы не знаем, какой будет результат – и, по-моему, это прекрасно. Репертуарный театр должен не только отвечать запросам аудитории, но и заниматься искусством, которое, по природе своей, непредсказуемо и не дает никаких гарантий.

Хочется, чтобы у лаборатории была не то чтобы назидательная или дидактическая сторона, а такая, которая бы зацепила молодого зрителя, помогла посмотреть на себя и окружающий мир, на то, как они живут или могут жить. А еще не забываем, что для того, чтобы сформировать у юного зрителя стойкое уважительное отношение к театру, нужно сначала взрастить уважение к художнику, к творцу.
«Человек-невидимка». Конечно, сегодня невозможно ставить просто про науку, про эксперимент в чистом виде. Сейчас эту историю лучше рассмотреть в метафорическом ключе. Превращение в невидимку можно читать как утрату своего я, утрату связи человека с реальностью. То, что было научной фантастикой в начале 20 века, при сегодняшнем прочтении стало антиутопией. Потому что мы видим, что возможности человека не безграничны, есть территория, за которую нельзя выходить. Нельзя человеку брать на себя функции Бога. Перед режиссером эскиза о еловеке-неведимке на самом деле стоит большая задача: донести до зрителя, что за все нужно платить. За возможность быть незаметным, невидимым, ты платишь одиночеством. И любая особенность делает человека очень уязвимым, противопоставляет его социуму. Хочется попробовать что-то забытое, чтобы по-новому посмотреть на реальность. Сверхвозможность влечет за собобой сверхответственность, в противном случае происходит крах человека. И кстати я не слышал чтобы этот спектакль шел где-то в России.
Книга о «Томе Сойере» как раз-таки исключает какую-либо назидательность. В ней говорится о том, какими бы ни были маленькими дети, они уже личности. Дети – большие фантазеры. Со своим взглядом на жизненные процессы. В их рассуждениях есть своя логика и свой здравый смысл.
Орфей и Эвридика – история о жертвах. Мы не можем, к сожалению, прожить нашу жизнь исключительно в счастливых условиях. В этой истории такая двойная парабола как структура, двойная обманка. Сначала Орфей теряет свою жену, и он просит у богов, чтобы те отпустили ее из царства мертвых. Боги не могут позволить себе нарушить волю Мойр, ведь что начнется, если каждая душа сможет воскреснуть, стоит за нее кому-то попросить. Тогда его музыка становится грустнее некуда и жалобит непреклонных богов, которые наделены антропоморфными признаками. Они, как и простые смертные, вспыльчивы, горделивы, милосердны, но что немаловажно, у них есть серьезное распределение полномочий. И тогда Зевс поручает Аиду на любых угодных ему условиях вернуть возлюбленную Орфею. Тогда Аид дает, казалось бы, простое условие: не оглядываться на Эвридику до тех пор, пока они не переступят порог дома. Но Орфей не смог этого сделать – и Эвридика пропадает навсегда. За счастье тоже нужно платить, порой терпением. Оно ведь мимолетно, обернулся – и все, растаяло, исчезло. Его невозможно удержать – в этом также есть и мораль, и глубокий смысл.

В истории про Алису речь идет о будущем. Счастливом будущем, где побеждены почти все болезни человеческие, и даже социальные. И какие же дети предстают в этом обществе? Да такие же, как и сейчас. Им свойственен бунт, некоторое непослушание – девочка может угнать космолет отца, несмотря на понятный запрет. Но есть общечеловеческие качества, которые присущи представителям того общества светлого далека. Алиса никогда не оставит друга в беде, она всегда открыта, и ей не безразлична судьба этого мира. Она – веселый, настоящий, подвижный ребенок. Безусловно, это тоже формирование положительного образа. И я считаю, что невозможно только эмоционально-негативные произведения читать, особенно в детстве. Невозможно ребенка воспитывать в агрессивно-пренебрежительной форме и ругать за каждый проступок. Нужно уважать его право на свободу, которая есть у него в детстве. В разумном контексте, разумеется.

Любое хорошее произведение чему-то учит, если говорить о воспитательном потенциале лаборатории. Одним из главных воспитательных моментов является и обсуждение. Признаюсь, для меня это может быть сложно: я могу разговорИть хоть целый зал взрослых людей, но с подростками бывает очень сложно. Поэтому все режиссеры сориентированы так, чтобы на эскизах было максимально не скучно. Нельзя задавать подростку вопрос «понравилось или нет». Потому что внутренне он сопротивляется всему, что происходит в мире взрослых, а внешне может проявить лояльность, просто чтобы от него поскорее отстали, и он побежал по своим делам. Разговорить подростков – это одна из моих задач-максимум в рамках лаборатории. Очень редкий подросток сформировался как личность настолько, что сможет честно озвучить мнение и вступить в диалог. Что ж, скоро увидим, что из этого выйдет.

Во время посещения сайта "Achdt.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

Принять