Интервью с режиссером Викторией Печерниковой


Знакомимся с режиссёрами лаборатории «Нескучный театр: приключения и фантастика».
Режиссер эскиза по мотивам цикла рассказов Кир Булычева про Алису Селезневу — Виктория Печерникова.

Окончила Российская академия театрального искусств (ГИТИС), режиссерский факультет (курс профессора О.Л.Кудряшова), 2015 г.
Первый стипендиат премии А.Эфроса, учрежденной театром «Et Cetera».
Входит в авторскую группу фестиваля-семинара детской театральной педагогики «Пролог-Весна».
За годы профессиональной деятельности поставила более 40 спектаклей в российских театрах, многие из которых стали участниками всероссийских и международных театральных фестивалей, в том числе:
«Человек в закрытой комнате» (театр «Поиск», г.Лесосибирск) – 2022 г. Спектакль – победитель VIII театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон» (второе место) и участник III фестиваля современного искусства «Территория. Магадан» — 2023 г.;
Э.Радзинский «104 страницы про любовь» (Театр на Таганке) – 2023 г. Спектакль – участник «Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова»-2023 г.)
М.Малухина «Василисса» (Молодежный театр Алтая им. В.С.Золотухина, г.Барнаул) – 2021 г., спектакль – участник XV Международного театрального фестиваля современной драматургии «КОЛЯДА-PLAYS»-2022 г. (г.Екатеринбург) – диплом «За лучший актерский ансамбль». Внеконкурсная программа всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» — 2023 г. (г.Санкт-Петербург)
Мариус фон Майенбург «Камень» (Воронежский камерный театр) – 2022 г., спектакль – участник III Театрального фестиваля LOFT-2022 г. (г. Санкт-Петербург)
Калужский областной драматический театр, В. Сигарев «ГУПЁШКА». Участник всероссийского молодежного театрального форума-фестиваля «Артмиграция-2015» и международного театрального фестиваля «Подмосковные вечера» — 2016 г.
Театр на Таганке (Москва), Жоэль Помра «КРАСНАЯ ШАПОЧКА». Лауреат IX Международного фестиваля LUDI-2019 в номинации «Лучшая режиссерская работа». 2017 г.
2018 — Бийский драматический театр, А. Соколова «ФАНТАЗИИ ФАРЯТЬЕВА». Участник всероссийского молодежного театрального форума-фестиваля «Артмиграция-2019».
2019 — Шадринский драматический театр, М. Огнева «КОСТИК». Участник межрегионального театрального фестиваля «Ирбитские подмостки» -2019 г и другие.
Постоянный участник многочисленных творческих лабораторий, в том числе: «Репетиции» (Театр на Таганке, Москва); государственный «Театр наций»; «Театр и современная драматургия для подростков» (в рамках проекта Детский Weekend фестиваля «Золотая маска»).

— Почему выбор пал на это произведение?

Виктория Печерникова: В детстве Кир Булычев был моим любимым писателем-фантастом, у меня дома есть все книги про Алису Селезневу – девочку из «прекрасного далёка» конца XXI века. Ее обожали все дети Советского союза, о ней создано множество фильмов и мультфильмов. Лично я больше всего люблю «Тайну третьей планеты» и, конечно, знаю наизусть культовый многосерийный телефильм «Гостья из будущего» с Наташей Гусевой в главной роли.
Для эскиза на лаборатории мы решили не брать какое-то конкретное произведение, а как конструктор собрать новую пьесу из разных рассказов об Алисе. Кир Булычев начал писать цикл «Алисианы» в 1965 году, с тех пор представления о будущем сильно изменились – вернее, будущее, предсказанное фантастами, отчасти уже наступило. Например, сегодня любой школьник может позвонить другу и пообщаться по видеосвязи. А в 60-е годы прошлого века видеофон — это фантастика. Тогда на волне первых полетов в космос была настоящая эйфория, казалось, что скоро любой человек сможет отправиться на Юпитер или Венеру. Было написано огромное количество произведений на тему далеких космических путешествий. К сожалению, сегодня полеты людей на другие планеты по прежнему научная фантастика (хотя привет Илону Маску!). Вообще в мире еще столько загадок, например, ученые до сих пор спорят, что находится на обратной стороне луны! Поэтому мы при создании эскиза отошли от темы космоса, и стали фантазировать на тему будущего — изучать прогнозы футуристов, связанные с нейросетью, искусственным интеллектом, с робототехникой. Придумывали, как будут выглядеть люди через сто лет, что будут любить, какую музыку слушать, как будут относиться к природе и друг другу. Кир Булычев верил в утопию: светлое будущее, в котором ученые победят все болезни, кроме насморка, где в домах будут бесплатные продуктопроводы, а полететь в отпуск на Марс это совершенно обычное дело. А через сто лет в Москве будет построен Институт времени, и желающие (с разрешения Академии наук, конечно) смогут отправиться в прошлое на машине времени. Но нужно осторожно обращаться с историей – даже юная Алиса знает, как важно изучать прошлое, так как оно влияет на настоящее. Кстати сегодня гипотетические путешествия во времени выглядят вполне реально: лекции астрофизиков на тему «кротовых нор» — сплошное удовольствие.

— Не потеряет ли история про Алису, известную многим по «Тайне третьей планеты», своего обаяния, если из нее исключить межгалактические странствия?

В.П.: Кир Булычев писал цикл рассказов о приключениях Алисы Селезневой с 1965 по 2003 годы – за это время создано более 50 историй. Мы нашли те, где у героини начинаются первые подростковые проблемы – Алиса взрослеет (ей примерно 12 лет) и начинает терять близкий контакт с родителями. Про папу-космозоолога профессора Селезнева все помнят, а вот о маме Кире, строящей города на других планетах, в основном забывают. Родители вечно на работе, а Алиса предоставлена сама себе – совершает подвиги, сражается с космическими пиратами, летает в прошлое и регулярно спасает человечество и жителей других планет. Хоть Алиса для нас и супергероиня, для своих родителей она просто ребенок, они за нее переживают и пытаются контролировать. Это извечный конфликт отцов и детей. Мне кажется, он будет всегда, и через сто лет дети также будут говорить родителям: «Вы меня не понимаете! Вы старые и скучные!». Думаю, эти вопросы куда ближе и актуальнее для современных подростков, нежели спецэффекты, которыми режиссер покажет полеты на звездолете и инопланетные приключения.
В нашем эскизе будет семейный совет, и взрослые будут вершить «суд» над свободолюбивым подростком. Не буду раскрывать сюжет, и рассказывать, какой проступок совершила Алиса, но ей грозит за него «домашний арест» — каникулы без приключений.
Рассказы о маленькой Алисе написаны Булычевым от лица ее отца. Но у Алисы постарше есть и свой собственный дневник. Нам стало интересно, как сама героиня относится к своим приключениям, ведь редко в рассказах мы можем увидеть ее собственное отношение к происходящим событиям. Все знают Алису как любознательную девочку, которая из любых ситуаций всегда выходит победительницей. Но в ее душе много подростковых переживаний: сомнений, страхов и боли непонимания со стороны взрослых. Почему даже если ты супергерой, тебе всё равно по утрам приходится есть кашу?
— Чем эскиз сможет «зацепить» зрителя?
В.П.: Эскиз адресован не только подросткам, но и их родителям — как же нам всем сегодня жить, чтобы тот счастливый мир, о котором говорит Кир Булычев, наступил. Поклонники цикла об Алисе, так называемые «алисоманы», считают, что наш автор описал мир постапокалипсиса — после глобальной катастрофы выжила горстка людей, и они заново построили новый мир уже по другим законам: с уважением к личности и окружающему миру. Дети будущего знают несколько языков, владеют боевыми искусствами и сражаются со злом, летают в космос и дружат с инопланетянами, заботятся о растениях и фантастических животных, изучают генетику и каждый из них творец будущего. Эти дети с самого рождения знают, что мир принадлежит им, их миссия — помогать человечеству развиваться. Алиса кажется нам очень незаурядной, но для общества будущего она обычный подросток – все ее друзья, ровесники прекрасно понимают, что каждый их поступок влечет за собой последствия. Это про ответственность за мир, за будущее, за каждую секунду своего бытия на Земле. Только так можно не потерять свою жизнь. «А сегодня что для завтра сделал я»? Хочется, чтобы эта утопия стала реальностью.

— Расскажите о процессе работы. Почему в эскизе вам не хватило наших актеров , а вы привлекли еще девочку-подростка?

В.П.: Для меня было важно, чтобы роль Алисы играла не взрослая актриса, а ровесница тех, кто будет сидеть в зале. Подростков не обманешь, когда важные вещи со сцены произносит равный им, это может вызвать у них больше доверия. А Ульяна Артемьева уже опытная юная актриса – она воспитанница театральной студии, в прошлогодней лаборатории участвовала и уже играет в спектакле этого театра. У меня небольшая команда. Сначала я планировала сделать историю на троих – на маму Алисы взяла Елизавету Иноземцеву, на папу – Ивана Попова. Но потом мы вместе поняли, что нам не обойтись без еще одного замечательного персонажа – домашнего робота по имени Поля. Это полноправный член семьи, робот-нянька, который с детства занимался воспитанием Алисы. Привлекли для этой роли Владимира Иноземцева, так что его зритель увидит сразу в двух эскизах. И еще «переманили» к нам Ольгу Чекменеву для роли бабушки Лукреции.

— Что ожидаете от лаборатории?

В.П.: Мне очень нравится работать с этой историей. Пока это эскиз, набросок, наше предчувствие замысла будущего спектакля, и я понимаю, что на многое у нас не хватило времени – лаборатория идет только несколько дней. Но я представляю, какой это может быть красивый спектакль. Вообще лаборатории важны для театра – это проверка материала на зрителя, тренаж актеров и поиск диалога с приглашенными постановщиками. Но для нас, режиссеров, лаборатории важны не меньше — проверяется стрессоустойчивость, умение быстро сговориться с актерами и цехами, мы получаем новый ценный опыт. Я впервые в этом городе и театре. Но в Красноярском крае я человек не чужой – работала в Лесосибирске, Мотыгино, Канске, а теперь я здесь, в Ачинске. Мне нравится менталитет сибиряков, они мне близки по духу. Получаю удовольствие от работы с театром, все быстро реагируют на мои просьбы и помогают с большим энтузиазмом. Лаборатория – это такой глоток воздуха, ведь здесь можно и похулиганить, быть свободным и безответственно творить. Поэтому актеры работают с удовольствием, несмотря на то, что времени мало, а объем довольно большой. По словам Нияза Игламова, руководителя нашей лаборатории, который нас сюда и позвал, эта лаборатория «скучная», ведь не было ни одного скандала! (смеется) А все потому, что каждый здесь работает, занят своим делом. Еще я рада тому, что во время лаборатории мне удастся посмотреть у вас спектакли моих коллег: «Алые паруса», «Звездный час по местному времени», «Первая любовь». Для меня это тоже добрый знак.

Во время посещения сайта "Achdt.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

Принять