Владимир Горбачевский: из театрального звукооператора в композиторы


«Оказывается, мы можем всё» – такой мыслью Владимиром Горбачевским была поставлена точка в работе над премьерным спектаклем «Сказка о царе Салтане»

Хотя в театре Владимир работает звукооператором, ему довелось выступить в качестве театрального композитора и написать музыку для спектакля. Подобный опыт случился впервые, хоть ранее Владимир и занимался аранжировкой к постановкам «День рождения кота Леопольда» и «Василий Тёркин», но написание музыки с нуля – совсем иное. Писал не один, а соавторстве с Максимом Подзиным (г. Санкт-Петербург).

Создание авторской музыки для сказки отсчитывается с середины марта 2023 г. Режиссёр Илья Бабушкин был на связи всё время и первый акт написали ещё до его приезда в Ачинск (с последующими правками уже на репетициях), а второй акт писали по ходу постановки. Илья дистанционно объяснил концепцию и рассказал, с каким настроением нужна музыка новому спектаклю Ачинского театра.
Про творческий процесс изнутри рассказал Владимир Горбачевский:

О концепции музыкального оформления

Первый акт по задумке режиссёра – это симфоническая оркестровая музыка. Трубы, скрипки, флейта, виолончель, виола, перкуссия. Когда появилась задача написать музыку с симфоническим оркестром в первом акте, в моей голове это было очень глобально и, как оказалось, далеко от реальности – как это часто и бывает. Я представлял себе это с еще бОльшим количеством инструментов. В концепции спектакля такое видение оказалось не уместно. Режиссер попросил сделать акцент на народных инструментах: балалайки, домра, свистелки и т.д. На каждый инструмент была написана целая партия. Сошлись на том, что нам нужна русская народная музыка, но при этом что-то оставить от симфонического оформления.
Мы немного ослабили «музыкальное давление», смягчив мелодику и отказавшись от некоторых музыкальных инструментов. Оформление стало менее пафосным и больше соответствовать задору детской сказки. Музыка стала работать в созвучии с художественным замыслом и актерской игрой, а это очень важно для воссоздания мира одной сказки, чтобы одно добавляло объем и глубину другому. Получилось так, что музыкальное сопровождение перекликается даже с афишей: в начале спектакля звучит музыкальная композиция, построенная из бытовых шумов мастерской. Если вы видели афишу, то поймете, о чем речь.
Второй акт отличается от первого. Если первый олицетворяет царство царя Салтана с сопутствующими ему русскими народными настроениями и звучаниями, то второй акт, где в игру вступает князь Гвидон и меняется место действия, музыка тоже переходит на иной, западный лад. У нас это джаз: клавиши, бас, саксофон, труба, гитара. И мы, в своей музыкальной деятельности ранее никак не пересекавшиеся с этим жанром, делаем джаз.

О творчески-рабочем процессе

Режиссёр условно технически обозначал, что должно получиться. У меня на руках был текст, мы разбирали некоторые сцены и с Максимом воплощали музыкальный замысел. Правки были каждый день. Традиционно композитор отдает готовую музыку, и режиссер застраивает под нее сцены, но в нашем случае работа шла в сотворчестве.
Рабочий день не оканчивался даже когда покидал стены театра – он перетекал в рабочие вечер и ночь. Ехал на студию и записывал партии. У нас с Максимом Подзиным уже слаженный тандем: я делал черновую мелодию за все инструменты на гитаре, а он занимался аранжировкой. Какие-то композиции мы писали параллельно.
За ночь писалось 3-4 трека на одну и ту же тему в разных ключах. Продолжительность трека в среднем 2-3 минуты. Режиссер всё отслушивал и выбирал, что оставить, что переделать. Бывало и такое, что пишешь несколько треков – и ни один из них не подходит. Тогда вечером садился и писал музыку с чистого листа. Работали на результат и думали только о том, чтобы все сошлось: и режиссёрский замысел, и художественное оформление и, конечно, музыка – тогда усталость уходила на второй план. Очень важно было понимать режиссёра и обращать внимание не на то, как много твоего бессонного труда отметено в сторону, а на то, что режиссёр оставил – и развивать эту ветвь. Основная музыкальная тема должна пройти лейтмотивом через весь спектакль, но в разных инструментальных версиях, т.е. видоизмененная. Это даже не все могут услышать, но это так.
Под некоторых героев отдельно писали музыку. Например, у Салтана была одна музыкальная тема, из которой сделали три композиции на одну музыку, но в разном звучании: появление Салтана, свадьба, военный марш.
А тема царя Гвидона должна вытекать из колыбельной, которую ему пела мать в конце первого акта, но уже в джазовой обработке. И таких нюансов много. Единственные композиции, сочиненные не нами – это «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова, он у нас звучит в джазовой версии в сочетании с композицией «Караван» (джазовый стандарт 1930-х годов, одна из самых известных композиций Дюка Эллингтона, которую он создал в сотрудничестве с тромбонистом его оркестра Хуаном Тизолом).

О впечатлениях

Безусловно, это интересный опыт. Но полноту ощущений смогу испытать только на премьере, когда в зале будет присутствовать зритель, и я не буду ждать очередных правок. Пока это просто работа и усталость.
Хочется поблагодарить директора театра Елену Панькову и режиссёра Илью Бабушкина за доверие.

Во время посещения сайта "Achdt.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

Принять