Космос как предчувствие

Режиссер шагнул в прошлое и оказался в… будущем

В поисках радости (4)Открытие предъюбилейного театрального сезона в ачинской «драме» прошло… по-советски. В самом лучшем смысле слова. Все три «стартовых» дня зал был полон, зрители воодушевлены и на редкость солидарны: премьера удалась практически безоговорочно. Спектакль «В поисках радости» к 100-летию драматурга Виктора Розова, дату отмечают в этом году, поставили режиссер Артем Терехин и художник Евгений Лемешонок.

СВОЙ СРЕДИ СВОИХ

На «сдаче», так называе­мом генеральном прогоне накануне премьеры, собралась педагогическая публика. Ви­димо, был расчет, что именно учителя, среди которых было много представителей стар­шего, советского поколения не только оценят постановку, но и смогут ее прокомментировать. До появления в театре главре­жа Андрея Черпина публичные обсуждения не были приняты, хотя все же проводились в тес­ном кругу, среди своих, чаще в режиме «режиссер-актеры». Но зрители не участвовали в этом интересном процессе.

От Артема Терехина, в прин­ципе, ничего слабого и даже среднего никто из любителей театра не ожидал: он уже успел «прогреметь» не только в род­ном Мотыгинском театре, где является худруком, но и даже завоевать вожделенную для любого режиссера «Маску» на «Театральной весне» этого года. Артем в интервью как-то сказал, что в провинции театр похож на церковь: оттуда должны вы­ходить с ощущением, что все в жизни может быть хорошо. На вопрос, нужен ли театру 3D формат и прочие «прибамбасы» в виде расширения сцениче­ского пространства до «между­собойчика» со зрителем и эле­ментами разухабистого кабаре, молодой (!) режиссер уверенно ответил, что театр — больше этих причуд времени. И поэто­му сделал «В поисках радо­сти» в контексте своего убеж­дения, что театр – генератор энергии, «кровопускание», рождение импульса, а не «тупое» развлечение. А молодежь проводит время за экраном компьютера, что Артем называет трагедией. «Театр сегодня не морализирует, — говорит он. — Взрослый зритель стал тоньше, начал понимать происходящее, а может быть забывать то, что ему навязывали в прошлом».

Публика на «сдаче» устроила овации, а на обсуждении ачинцы сказали: «Мы удивлены, что такой молодой режиссер так тонко почувствовал то время и передал его настроение».

Понравился спектакль и гостям из краевого центра: советник губернатора Геннадий Рукша, знаток искусства Мельпомены, указал, что пьеса и ее воплощение очень хороши. Глава города Илай Ахметов тоже остался доволен увиденным.

Единственное, что заботит авторов: будет ли интересен спектакль школьникам, которые не знают реалий недавнего прошлого.

Три театральных «должно быть» от Артема Терехина:

* У актеров умная психофизика, а в театре люди должны быть предельно искренне.

* Спектакль — как ребенок; должен быть рожден в любви.

* Режиссер — проводник, по Есенину — «Божья дудка», в нем должен жить художник, и ремесленник. Важно определить, сколько внутри тебя от художника. А в художнике заложена Божья искра.

ОТЦЫ И ДЕТИ

Безусловно, звездой премьеры единогласно признан герой Олег, младший сын семьи Савиных, которого играет Андрей Телепов. Этот актер всегда берет детской непосредственностью и искренностью. Но здесь все эти характеристики особенно выпуклы. Некоторая нервозность, сквозившая на сдаче, уходит к третьему спектаклю, и кажется, Андрей сам купается в своей органике, как наслаждается ею зритель. Братья «удачны» все: Николай в исполнении Валерия Курченкова олицетворяет надежную опору, работящий «элемент» в семье, к тому же у него все в порядке с чувством юмора, и на него невозможно не любоваться, как, впрочем, и всегда. Сценическое обаяние Валеры — его конек, что и позволило Курченкову когда-то стать любимчиком публики. Герои пьесы Федор (актер Евгений Казанцев), кандидат наук, отличается слабой волей, он попал под влияние жены-транжиры (эксцентрична в этой роли Антонина Крупенникова), которую волнует лишь материальная составляющая жизни в виде сервантов, столов и другой мебели, которую надо непременно «отхватить». Но Евгений играет интеллигента так, что его персонажа становится жалко, и от всей души хочется, чтобы он разобрался в себе и понял, что в жизни невозможно лавировать до бесконечности. Клавдия Васильевна, мать семейства Савиных, (актриса Светлана Романтеева) — воплощение сильной советской женщины, которая живет принципами, любит детей. Для нее человеческое достоинство отпрысков чуть ли не важнее их жизни. Светлана — мастер сцены. Она создает образ «морального стержня» семейства, и даже из кухни, где мать готовит ужин или разливает чай, героиня задает нравственную планку для домочадцев. Дочь Татьяна (ее играет Анастасия Лакутина) словно вышла из эпохи наших матерей с их чистотой, принципиальностью, силой характера, устремленностью в светлое завтра. Заметный рывок в актерском отношении сделал молодой исполнитель Илья Емельянов (роль
Геннадия), его монолог-объяснение в любви Татьяне берет за душу. Папаша Геннадия — Иван Никитич (его играет Эдуард Коржов). Персонаж — этакий «мещанин во дворянстве», его красная рубаха и галифе с подтяжками символизируют характер. Выставляя напоказ свое упертое «народное» мужланство, он уверен, что устроен в жизни не хуже «интеллигентиков», хотя и беззастенчиво пользуется их щедростью. Милы «девочки» — школьницы Вера (новая актриса в труппе Антонина Шабаева) и Фира (для актрисы Нины Вербицкой это тоже «попадание в десятку»), легка и невесома Марина в исполнении Юлии Щусь. Опытные мастера Александр Парошин (играет коллегу Федора Леонида Павловича) и Лариса Колодина (роль Таисии Николаевны) убедительны как всегда. Это планка, которую они держат на высоте. И наконец, Денис Шуряков (создает образ слесаря дяди Васи), чей герой, по сути, озвучивает, где можно радость-то найти (отсылка к названию). Сделал пусть маленькое, но доброе дело — день и не пропал даром.

Все характеры звучат по-особенному, «отдельно» и в то же время в унисон друг с другом.

НАСТОЯЩАЯ РАДОСТЬ

При внешней простоте пьеса глубокая и — главное — мастерски сделанная. Вообще за Виктором Розовым (кстати, удивительно, но зрители, по крайней мере, в Ачинске, его почти не знают) профессионалы закрепили статус автора, чьи пьесы имеют высочайший класс драматургии! То есть , переводя на русский, его произведения трудно испортить. Зато на слуху экранизации его замечательных пьес. Широкое признание получил фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» — экранизация пьесы Розова «Вечно живые». «Шумный день» — экранизация пьесы «В поисках радости».

К слову, тандем Терехин-Лемешонок уже зарекомендовал себя как сильный дуэт профессионалов, для которых умеренность — признак хорошего вкуса. Сценография органична: в скромный, но достойный советский быт вторгается чуждый шкаф: вот он, прообраз дикого капиталистического будущего, засилья вещизма, какое имеем мы уже сегодня. Олег, мечтая о прекрасном, окунает зрителя в космические хроники, введенные постановщиками как символ грез о светлом и неведомом «завтра» и «навсегда». Вот лицо Гагарина, которое светится из луча проектора. Вот Королев, вот летящая ракета… Ну и как реверанс в сторону современных технологий — рыбы, плавающие на большом экране, и скафандр с неоновыми лампами на голове Олега. Все те же символы мечты о «вечном хорошем».

…Оно есть в каждом. И мечтать надо смело. Мечтайте правильно — и ракета вашей жизни взмоет на нужную вам высоту. Главное, не предавать себя и не падать. А если доведется упасть, то найти силы встать и идти дальше. Мечтая о лучших днях. Непременно мечтая. Ведь, повторяя мысль героини пьесы Клавдии Васильевны: «У человека слишком коротка жизнь, чтобы он даже временно изменял своим большим желаниям».


18 октября 2013

Автор: Таисия Аникина


Во время посещения сайта "Achdt.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

Принять