Режиссер шагнул в прошлое и оказался в… будущем
Открытие предъюбилейного театрального сезона в ачинской «драме» прошло… по-советски. В самом лучшем смысле слова. Все три «стартовых» дня зал был полон, зрители воодушевлены и на редкость солидарны: премьера удалась практически безоговорочно. Спектакль «В поисках радости» к 100-летию драматурга Виктора Розова, дату отмечают в этом году, поставили режиссер Артем Терехин и художник Евгений Лемешонок.
СВОЙ СРЕДИ СВОИХ
На «сдаче», так называемом генеральном прогоне накануне премьеры, собралась педагогическая публика. Видимо, был расчет, что именно учителя, среди которых было много представителей старшего, советского поколения не только оценят постановку, но и смогут ее прокомментировать. До появления в театре главрежа Андрея Черпина публичные обсуждения не были приняты, хотя все же проводились в тесном кругу, среди своих, чаще в режиме «режиссер-актеры». Но зрители не участвовали в этом интересном процессе.
От Артема Терехина, в принципе, ничего слабого и даже среднего никто из любителей театра не ожидал: он уже успел «прогреметь» не только в родном Мотыгинском театре, где является худруком, но и даже завоевать вожделенную для любого режиссера «Маску» на «Театральной весне» этого года. Артем в интервью как-то сказал, что в провинции театр похож на церковь: оттуда должны выходить с ощущением, что все в жизни может быть хорошо. На вопрос, нужен ли театру 3D формат и прочие «прибамбасы» в виде расширения сценического пространства до «междусобойчика» со зрителем и элементами разухабистого кабаре, молодой (!) режиссер уверенно ответил, что театр — больше этих причуд времени. И поэтому сделал «В поисках радости» в контексте своего убеждения, что театр – генератор энергии, «кровопускание», рождение импульса, а не «тупое» развлечение. А молодежь проводит время за экраном компьютера, что Артем называет трагедией. «Театр сегодня не морализирует, — говорит он. — Взрослый зритель стал тоньше, начал понимать происходящее, а может быть забывать то, что ему навязывали в прошлом».
Публика на «сдаче» устроила овации, а на обсуждении ачинцы сказали: «Мы удивлены, что такой молодой режиссер так тонко почувствовал то время и передал его настроение».
Понравился спектакль и гостям из краевого центра: советник губернатора Геннадий Рукша, знаток искусства Мельпомены, указал, что пьеса и ее воплощение очень хороши. Глава города Илай Ахметов тоже остался доволен увиденным.
Единственное, что заботит авторов: будет ли интересен спектакль школьникам, которые не знают реалий недавнего прошлого.
Три театральных «должно быть» от Артема Терехина:
* У актеров умная психофизика, а в театре люди должны быть предельно искренне.
* Спектакль — как ребенок; должен быть рожден в любви.
* Режиссер — проводник, по Есенину — «Божья дудка», в нем должен жить художник, и ремесленник. Важно определить, сколько внутри тебя от художника. А в художнике заложена Божья искра.
ОТЦЫ И ДЕТИ
Безусловно, звездой премьеры единогласно признан герой Олег, младший сын семьи Савиных, которого играет Андрей Телепов. Этот актер всегда берет детской непосредственностью и искренностью. Но здесь все эти характеристики особенно выпуклы. Некоторая нервозность, сквозившая на сдаче, уходит к третьему спектаклю, и кажется, Андрей сам купается в своей органике, как наслаждается ею зритель. Братья «удачны» все: Николай в исполнении Валерия Курченкова олицетворяет надежную опору, работящий «элемент» в семье, к тому же у него все в порядке с чувством юмора, и на него невозможно не любоваться, как, впрочем, и всегда. Сценическое обаяние Валеры — его конек, что и позволило Курченкову когда-то стать любимчиком публики. Герои пьесы Федор (актер Евгений Казанцев), кандидат наук, отличается слабой волей, он попал под влияние жены-транжиры (эксцентрична в этой роли Антонина Крупенникова), которую волнует лишь материальная составляющая жизни в виде сервантов, столов и другой мебели, которую надо непременно «отхватить». Но Евгений играет интеллигента так, что его персонажа становится жалко, и от всей души хочется, чтобы он разобрался в себе и понял, что в жизни невозможно лавировать до бесконечности. Клавдия Васильевна, мать семейства Савиных, (актриса Светлана Романтеева) — воплощение сильной советской женщины, которая живет принципами, любит детей. Для нее человеческое достоинство отпрысков чуть ли не важнее их жизни. Светлана — мастер сцены. Она создает образ «морального стержня» семейства, и даже из кухни, где мать готовит ужин или разливает чай, героиня задает нравственную планку для домочадцев. Дочь Татьяна (ее играет Анастасия Лакутина) словно вышла из эпохи наших матерей с их чистотой, принципиальностью, силой характера, устремленностью в светлое завтра. Заметный рывок в актерском отношении сделал молодой исполнитель Илья Емельянов (роль
Геннадия), его монолог-объяснение в любви Татьяне берет за душу. Папаша Геннадия — Иван Никитич (его играет Эдуард Коржов). Персонаж — этакий «мещанин во дворянстве», его красная рубаха и галифе с подтяжками символизируют характер. Выставляя напоказ свое упертое «народное» мужланство, он уверен, что устроен в жизни не хуже «интеллигентиков», хотя и беззастенчиво пользуется их щедростью. Милы «девочки» — школьницы Вера (новая актриса в труппе Антонина Шабаева) и Фира (для актрисы Нины Вербицкой это тоже «попадание в десятку»), легка и невесома Марина в исполнении Юлии Щусь. Опытные мастера Александр Парошин (играет коллегу Федора Леонида Павловича) и Лариса Колодина (роль Таисии Николаевны) убедительны как всегда. Это планка, которую они держат на высоте. И наконец, Денис Шуряков (создает образ слесаря дяди Васи), чей герой, по сути, озвучивает, где можно радость-то найти (отсылка к названию). Сделал пусть маленькое, но доброе дело — день и не пропал даром.
Все характеры звучат по-особенному, «отдельно» и в то же время в унисон друг с другом.
НАСТОЯЩАЯ РАДОСТЬ
При внешней простоте пьеса глубокая и — главное — мастерски сделанная. Вообще за Виктором Розовым (кстати, удивительно, но зрители, по крайней мере, в Ачинске, его почти не знают) профессионалы закрепили статус автора, чьи пьесы имеют высочайший класс драматургии! То есть , переводя на русский, его произведения трудно испортить. Зато на слуху экранизации его замечательных пьес. Широкое признание получил фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» — экранизация пьесы Розова «Вечно живые». «Шумный день» — экранизация пьесы «В поисках радости».
К слову, тандем Терехин-Лемешонок уже зарекомендовал себя как сильный дуэт профессионалов, для которых умеренность — признак хорошего вкуса. Сценография органична: в скромный, но достойный советский быт вторгается чуждый шкаф: вот он, прообраз дикого капиталистического будущего, засилья вещизма, какое имеем мы уже сегодня. Олег, мечтая о прекрасном, окунает зрителя в космические хроники, введенные постановщиками как символ грез о светлом и неведомом «завтра» и «навсегда». Вот лицо Гагарина, которое светится из луча проектора. Вот Королев, вот летящая ракета… Ну и как реверанс в сторону современных технологий — рыбы, плавающие на большом экране, и скафандр с неоновыми лампами на голове Олега. Все те же символы мечты о «вечном хорошем».
…Оно есть в каждом. И мечтать надо смело. Мечтайте правильно — и ракета вашей жизни взмоет на нужную вам высоту. Главное, не предавать себя и не падать. А если доведется упасть, то найти силы встать и идти дальше. Мечтая о лучших днях. Непременно мечтая. Ведь, повторяя мысль героини пьесы Клавдии Васильевны: «У человека слишком коротка жизнь, чтобы он даже временно изменял своим большим желаниям».
18 октября 2013
Автор: Таисия Аникина