Современную версию Шекспировской трагедии представил вниманию брестских зрителей спектакль «Гамлет. NEXT» от Ачинского драматического театра из России.
Так, третий день «Белой Вежи-2016» подарил армии зрителей наслаждение театральным экспериментом, возвращающим средневекового Гамлета в наше время. Думаю, далеко не каждому будет легко в один момент представить себе знаменитого принца датского, говорящего высокопарными стихами, облачившегося в кожаные брюки с дырками и косуху с цепями…
Однако создателем этой «игры в готический триллер» (так позиционирует себя спектакль) этот эксперимент, на первый взгляд, не составил никакого труда. Их Гамлет великолепно чувствует себя в наши годы, когда риторический вопрос «Быть или не быть?» все еще остается актуальным.
Интересно, что не один только Гамлет претерпел такую перезагрузку – поменялось и все его окружение. Теперь прекрасная Офелия тоже надела байкерскую кожаную куртку и подчеркнула свою естественную красоту вызывающим «мейком». Да и остальные герои классического произведения в XXI веке не отстают от влюбленных: Горацио, Лаэрт, Клавдий и другие соорудили ирокезы, облачились в латекс-кожу, и, не отрываясь, попивают пивко, параллельно участвуя в дворцовых интригах. Кстати, о самом дворце, если его еще можно так назвать… Теперь убежище королевской рати больше напоминает тюрьму, превратившуюся не только в кладбище моральных устоев и человеческих принципов, но и в свалку пивных банок и прочего мусора.
Именно таким видится будущее Гамлета и всего королевского семейства режиссёру-постановщику NEXT-версии шекспировского произведения – Дмитрию Нуянзину.
О жертвах, на которые пришлось пойти героям и создателям постановки, а также о мотивах и целях спектакля мы узнали из уст самого режиссёра-постановщика.
— Чтобы приехать в Брест, нам пришлось потратить еще один бюджет спектакля. Ведь чтобы 40 человек привезти за 6 тысяч километров, деньги нужны немалые. Нам очень помогли жители города и власти. Перед отъездом в Брест мы даже акцию объявили «Отправь свой театр на международный фестиваль»- — помогали не только миллионеры, но и простые зрители, – сказал Дмитрий.
— С какими еще трудностями при создании постановки пришлось столкнуться коллективу?
— Кроме материальных трудностей столкнулись мы и с творческими жертвами: за время репетиций все без исключения артисты похудели, кто-то даже 15 кг. сбросил: нервы и изнурительные «прогоны» спектакля сделали свое дело…
— О чем ваш «Гамлет» и почему вы выбрали именно это произведение?
— Наш «Гамлет» рассказывает о моральном уродстве и падении. Когда человек забывает о духовности и человеческих принципах – он начинает превращаться в животное – наступает духовная нищета. О такой нищете говорят наши декорации и костюмы героев. Кстати, в спектакле использовано около ста костюмов с элементами ручной работы. В мире Гамлета не осталось ни произведений искусства, ни книг – от духовности не осталось и следа. Здесь нет ничего святого: даже отношения отцов и детей существуют лишь на уровне инстинктов, позволяющих любящему отцу отправить собственную дочь на жертвоприношение или погубить собственного сына. Герои нашего «Гамлета» сражаются каждый сам за себя – выживает сильнейший, а родственные узы здесь уже не играют роли.
— Какие цели преследует постановка?
— Мир нашего «Гамлета» ставит своей целью предостеречь молодежь от морально падения и интеллектуального голода, к которому может привести исчезновение интереса к книгам и искусству.
Также из беседы с режиссером удалось узнать, что, несмотря на трехчасовую продолжительность спектакля, в родном городе триллер всегда собирал полные залы и был одним из самых популярных.
Наблюдая за реакцией брестской публики, которая, кстати, оккупировала весь большой зал ЦМТ, можно сказать, что наш зритель тоже по достоинству оценил спектакль. Все с интересом наблюдали за происходящим на сцене, и ни один человек не покинул зала до конца постановки, как это часто случается на менее удачных театральных сеансах.
12 сентября 2016