Арарат Сухановой

Надежда СухановаОна интересуется политикой, верит в Бога, доверяет Путину и любит собак …

С актрисой Ачинского драматического театра Надеждой Сухановой мы встретились накануне её творческого вечера, который состоится 9 июня. Я предполагала, что разговор пойдёт только о сцене, но он приобрёл более широкий характер. Судите сами.

– Сколько лет вы играете в нашем театре?

– После окончания Новосибирского театрального училища в 1979-м я работала в Прокопьевске, Ашхабаде и Черемхове. В каждом из них – ​по шесть лет. Ачинский театр стал моим Араратом, к нему я причалила, как Ной со своим ковчегом.

– Когда это произошло?

– В октябре 1997-го меня пригласил замечательный режиссёр Глухов. С режиссёрами мне вообще везло по жизни, исключением лишь стал Ашхабад, где они постоянно менялись. С Ашхабадским театром я рассталась легко, тем более в то время там началось смутное время с призывами: «Будем резать армян, и в их крови топить русских». Мне повезло, уехала оттуда вовремя, через несколько месяцев там русскую труппу просто выгнали из здания, сожгли все костюмы и реквизит.

В Ачинске я «зависла» в хорошем смысле этого слова на 19 лет. Оказалась востребованной, было много ролей: Медея – ​в спектакле «Медея», мадам Карлье – ​«Этот безумный, безумный, безумный… Париж!», Софья Сергеевна – ​«Невольницы», Никулина – ​«С любимыми не расставайтесь» и другие.

Своего рода путеводной звёздочкой стала роль Мод в потрясающем спектакле «Гарольд и Мод», постановку которого в 2006-м осуществил Дима Нуянзин. Дмитрий годы копит материал, лелеет мечту, а потом как выдаст! Как, например, сейчас «Гамлет –Next». Я просто влюблена в этот спектакль, он настолько сильный!

– Судя по комментариям на электронных сайтах, город принял его прохладно…

– Неправда! Сейчас собираемся ехать с ним на Международный фестиваль, что обойдётся недёшево. Но Дмитрий Анатольевич с директором театра прикладывают все усилия, чтобы это произошло в сентябре. Я думаю, что городские власти нам помогут.

– А вы играете в этом спектакле?

– В нём занята вся труппа. Нуянзину в «Гамлете Next» удалось осуществить удивительное – ​совместить текст Шекспира даже не с сегодняшним днём, а с далёким будущим. Что касается творчества этого великого драматурга, то по этому поводу я расскажу такой случай из своей жизни. Когда-то я вела в одной из школ города театральный кружок и на занятии завела разговор с одним из старшеклассников о пьесах Шекспира, которого он не признавал. «Хочешь, я расскажу тебе одну детективную историю? – ​спросила я. – ​Она о том, как один парень, который учился за границей, имел отца – ​крупного олигарха. Юноша приезжает домой, у него умирает отец, а мать, чтобы сохранить семейный бизнес, выходит замуж за его брата. Сын начинает расследование и выясняет, что это дядя убил своего брата, чтобы завладеть властью». «Ух ты! – ​сказал мой собеседник. – ​А как называется этот детектив?» – ​«Это – ​«Гамлет» Шекспира».

После этого пьесу прочли все, а потом и другие. Мнение было общим: «Если по его произведениям снимать сериалы, то они станут круче, чем «Интерны»!»

Это действительно так: произведения классиков актуальны и сейчас. Почему, например, Путин борется с коррупцией? Потому, что она была и есть. Со мной нельзя начинать разговаривать о политике, завожусь, так как считаю себя патриоткой своей страны, сторонницей политики Путина. Когда при мне начинают ругать сегодняшний курс нашего Президента, то я в ответ предлагаю: «Вспомните, как мы жили в 90-е? Когда мужики, стоя на остановке, ждали, когда кто-нибудь бросит окурок, чтобы его докурить?» Страна жила как последний бич в нищете, процветали лишь те, кто был у власти, оптом и в розницу продавая народное богатство. Зарплату в то время задерживали по полгода, страшно было на улицу выходить. Я тогда работала в Черемховском театре, и актёры получали деньги вовремя благодаря моему пуделю.

– Как это?

– Мой дом находился по соседству с жильём начальницы горфинотдела. Она и её дети были без ума от моей собаки, и директор театра всегда говорила: «Сходи к ней в гости, но только вместе со своим серебристым пуделем. А в разговоре попроси нам денег!» Да и мэр Черемхова очень любил театр…

– А Илай Узбекович Ахметов – ​глава Ачинска его не любит?

– Он был на «Гамлете», ему очень понравился спектакль, аплодировал стоя. Илай Узбекович обещал труппе помощь в поездке на Международный фестиваль. Давайте вместе посмотрим, какие в Ачинске есть культурные очаги, кроме театра и библиотек? Театр же, как вода в горной реке: поток прошёл и такого больше не будет. Например, сейчас играем спектакли для детей по два-три раза в день. Сказка на 10 утра прошла, в час – та же самая, но она уже будет другой, так как это – ​секундное рождение, а не заснятая плёнка.

– Мы разговариваем с вами всего минут пятнадцать, а я о вас уже кое-что узнала: любите не только театр, но и собак, увлекаетесь политикой…

– Собаки – ​это у меня на генном уровне. По маминой линии дедушка держал ямщину и разводил охотничьих собак, они у него уходили даже на питерские ярмарки.

– Вы ещё и свою родословную составляете?

– Я считаю, что каждый нормальный человек должен знать историю своего рода. Если мы не будем знать историю своего рода, своей страны, то, простите, как же дальше жить будем?

– И, видимо, не представляете свою жизнь без любимой профессии…

– Моя профессия – ​это моя жизнь. У каждого человека – ​она своя. Мне не раз приходилось не только играть, но и ставить спектакли. Когда готовила «Афинские вечера», то предложила одному молодому актёру роль в этом спектакле. Тот презрительно отказался: «Пьеса – ​ни о чём. Подумаешь, дочка хочет родить, а отец – ​против!» Я возразила: «Пьеса вовсе не о том. Она о том, что родители, прожив свою жизнь и не достигнув каких-то высот, заставляют это делать своих детей. Нужно дать возможность сыновьям и дочерям прожить свою жизнь, со своими ошибками и проблемами». Коллегам-актёрам же у меня такое пожелание: «Я хочу, чтобы твой доктор всегда был с тобой».

– Загадочно…

– «Доктор» – ​это сцена. Когда выходишь на неё, то забываешь всё. Однажды у меня отнялась вся левая сторона, а вечером нужно было играть в «Медее». Племянник понажимал какие-то точки, рука стала двигаться, но подруга засомневалась: «Как же она будет играть?» Родственник махнул рукой: «Ей бы только до театра дойти!» Действительно, как бы тебе ни было плохо, главное – ​доковылять до гримёрки. А затем – вышел на сцену и забываешь обо всём потому, что это уже не ты со своими болячками и проблемами, а твой живой и здоровый персонаж.

– С годами у возрастных актрис становится всё меньше ролей…

– Всё зависит от режиссёра, какие он берёт пьесы для постановок. Когда была студенткой, то на заработанные собственным трудом деньги после сессий мы летали на самолёте в театры Питера или Москвы. Однажды удалось увидеть и поговорить с Георгием Товстоноговым. При всём своём величии это был удивительный человек! Узнав, что мы являемся студентами Новосибирского театрального училища, пригласил к себе в кабинет. Там мы увидели огромный рабочий стол, на нём – ​стекло, а под ним – ​список всех актёров, репертуар театра и «разнарядку», кто и где из них занят.

Настоящему актёру в любом возрасте никогда не хватает ролей. Тем более, что я отношусь к той категории людей, которые не могут быть без работы. Но у меня есть «спасательный круг» – ​детская театральная студия. В этом году на 9 мая мы сделали потрясающую программу на необычную тему «Дети о «детях войны». Сегодня, в 21-м веке, она особенно актуальна: Нагорный Карабах, Донбасс, Киев, Пакистан, Афганистан, Ливия. Пока взрослые дяди имеют от военных действий колоссальную прибыль – ​гибнут дети.

– Вы не замыкаетесь только на своей профессии…

– Когда человек это делает, он начинает деградировать. Тем более, актер: он должен много знать, много читать. Роли-то разные. Простой пример: в одном из спектаклей я играла продавца. Специально нашла знакомую, которая работала в магазине: училась взвешивать товар, считать, разговаривать её языком…

– А о чём будете говорить со зрителем на своём творческом вечере?

– Он станет моим творческим отчётом под названием: «С Надеждой, Верой и Любовью!» С Надеждой в то, что я делала и делаю – ​не зря, с Верой – ​в своих партнёров по сцене и режиссёра, с Любовью – ​к своему зрителю.

– Почитатели вашего таланта и друзья обязательно придут…

– Когда Господь тебя любит, он отправляет к тебе много друзей. Меня он очень любит…


08 июня 2016 

Автор: Татьяна Гостенкова


Во время посещения сайта "Achdt.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

Принять