«Гамлет. Next». Ачинская «драма» взяла новую высоту

«Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль…»

из стихотворения Б. Пастернака «Гамлет»

Гамлет может быть разным, но при этом остается одним – навсегда. Принц Датский-Смоктуновский – это воздушный ипохондрик, Высоцкий-харизматик, Кэмбербетч (известный нашему зрителю по сериалу «Шерлок Холмс») – как ртуть. А Гамлет-Валерий Курченков – это… наш человек. Один из нас, современных, страдающих, играющих, пытающихся бороться с несправедливостью, тут же падающих. Премьера ачинского драмтеатра по величайшей трагедии Уильяма Шекспира не просто удалась – она стала шагом в будущее. Мы доказали, что нам по силам не испортить Шекспира.

Пан или пропал

Режиссёр Дмитрий Нуянзин за последние годы вырос. Мастер «кассовых» спектаклей, сейчас он берётся за мечту всех постановщиков и трупп мира – и рука его не дрогнет. Он уже имеет на это право. Рядом с ним – замечательный художник Павел Тарасенок, который признаётся, что он «верный Санчо Панса» своего режиссёра. Они делают «Гамлета», который узнаваем и, в то же время, взрывает сознание. Как театральному обозревателю, мне доводилось смотреть спектакли и фильмы «фестивального», не развлекательного плана – как столичные, так и региональные. Конечно, нельзя забыть – и в любом случае будешь сравнивать с культурным кодом – «главного» «Гамлета» режиссёра Г. Козинцева (1964) с великим Иннокентием Смоктуновским; неповторимого до «мурашек» Высоцкого в спектакле Юрия Любимова (1971): его принца Датского в чёрном свитере я смотрела по телевизору в детстве и всегда сжималась – он играл «на разрыв». Играл и погибал каждый раз по-настоящему. И даже похоронили его в чёрном свитере, как в роли.

Ты идёшь на «игру в готический триллер» (так определён жанр постановки) в Ачинске – и ждёшь с опаской: «Смогут ли?». Уровень обязывает, но и часто становится вершиной, которую не взять. Желание самовыразиться нередко оборачивается звёздными замашками – и пустотой. Ничего подобного на премьерном показе я не ощутила. Это «Гамлет», которому я поверила и которого приняла – как друга. Живого, разного, неоднозначного, сложного. Интересно, что самую культовую трагедию Шекспира ставят сейчас сразу в нескольких театрах: в Санкт-Петербурге в Малом драматическом театре Лев Додин выпустил работу с Данилой Козловским в главной роли, а Александр Петров играет роль-мечту в московском театре им. Ермоловой. Это современные трактовки, чьи тенденции улавливает наш умный тандем Нуянзин – Тарасенок. Актёры ачинской «драмы» – герои. Пожалуй, такой сложный материал они штурмовали в последний раз в «Ричарде III» по Шекспиру (режиссёр Сергей Болдырев). Но Нуянзин сказал: «Или пан, или пропал. Давайте решим сейчас: или наш уровень – это водевили, музыкальные комедии, или мы попробуем». Взялись. Было страшно: громада шекспировского текста в переводе Бориса Пастернака (за месяц выучить столько стихов!), артхаусная, не совсем классическая постановка. Да и, собственно, задача: ведь артисты играют живых… мертвецов. Это постапокалиптический мир, в котором ещё живут, но уже низменными инстинктами-страстями люди-зомби. Пространство сцены – заброшенный завод-трущобы словно из фантастического фильма, где мы попадаем в пугающую обстановку запустения. Ржавое железо, бесконечно скрипящий, режущий по нервам винт вентиляции – герои привыкли к нему, не замечают этого монотонного скрипа, но он их уже одурманил, зомбировал. Железные мосты, переходы, лестницы, смятые жестяные банки, мусор, татуировки и затянутые в кожаные ремни тела персонажей-вериги. Хороши все: веришь и Офелии (Антонина Крупенникова), содрогаешься от коварства Полония (Игорь Ивашутин), сочувствуешь и негодуешь от Гертруды Светланы Богод, весьма харизматичен Клавдий (Андрей Шарыпов). Жив, свободен и точен, как всегда, Андрей Телепов (Горацио). Заметно «набрал» как актёр Илья Емельянов в роли Лаэрта. Настоящий прорыв в игре у Виктора Чекменева (Озрик). Блестящее открытие, у которого, уверена, большое будущее на сцене, – молодой актёр Иван Попов (Гильдестерн-и-Розенкранц, здесь два шекспировских персонажа, университетские товарищи принца, слиты в один, и он необычен: человек-кукла). Выразительны артисты массовых сцен.

Очень достойна работа художников по свету, по костюмам и музыкальному оформлению: не менее сильно, чем музыка Шостаковича в фильме Козинцева, здесь звучат группа «Muse» и «Эль Греко» Вангелиса.

Быть или не быть

Валера Курченков, любимчик публики, не подвёл. Его Гамлет современен, в нём кипит энергия юношеского максимализма и одновременно – глубина опытного, знающего вкус страдания и рефлексии человека. Его трагедия – общая для классических интерпретаций: он не может жить в этом мёртвом мире, где должен стать одним из всех – негодяем без страха и совести. По природе он не таков, но жажда мести сделает своё чёрное дело: в отмщении за отца он сам преступит линию и станет убийцей. И будет убит, потому что одинок, потому что нельзя делать чёрное дело и оставаться белым. Его центральный монолог «Быть или не быть» решён необычно: в дУше. Не удивляйтесь: душ самый что ни на есть настоящий. Прямо на сцене. На мой вопрос: «Почему в главном монологе пьесы Гамлет предстаёт в одних трусах в душевой?», – режиссёр не стал использовать любимую ремарку Мейерхольда, который всегда разыгрывал журналистов, говоря «…мы его вымараем». Нуянзин сказал, что момент предельной искренности Гамлета – в воде как символе честности перед самим собой, первоосновы, из которой рождён каждый человек. Здесь, наедине с собой, он гол и предельно откровенен. Некоторых смущает сцена, где Лаэрт вполне реалистично обнимает двух девушек. «Но это жизнь, – парирует режиссёр. – Мы не показали физиологических подробностей, хотя в Москве и в Европе уже никого не удивишь Гамлетом без трусов. Для нас важна деталь – и зритель всё поймёт сам. Тем более Ачинск – это патриархальный город, и здесь надо думать, на сколько сантиметров допустимо приспустить штаны у героя на сцене».

А главное – Ачинск показывает режиссёрский театр, традиции которого заложены Станиславским, гуру психологического русского театра.

«Расшифровал» свой замысел Дмитрий Нуянзин в эксклюзивном интервью «АГ»:

Дмитрий, продолжатель традиций Станиславского Олег Ефремов считал, что внешние эффекты на сцене не должны заслонять внутренние переживания актёра и был противником излишних декораций. Вы не боитесь, что внешние эффекты вашего «Гамлета» «перетянут одеяло» от игры артиста на себя?

После «Аватара» и «Титаника», 3- и 5D-технологий, сложно вернуться в эстетику «бедного» театра 90-х годов, в эпоху минимализма. Зритель начал уставать от этого. Мне доводилось работать в условиях, где театр – это «коврик, а актёр – свечка». Актёр на пустой также сцене устаёт. Помимо того, что он духовен, кроме страданий и переживаний, его ещё надо чем-то занять, «прикрыть» его голое тело. В цифровую эпоху двухтысячных актёры начали сомневаться, нужны ли они: «Нарисуют мультик – а зачем мы?». Это невозможно. Красивая картинка не заменит человеческую эмоцию. Живая слеза останется живой. Если мы покажем «голую душу», вокруг которой поставим ещё что-то, это усилит эмоцию артиста. Декорация – это не мёртвый груз. У нас в «Гамлете» работает каждая деталь, она в определённый момент должна «выстрелить». К примеру, на прогонах нас спрашивали, почему у героев мертвенно бледные лица и красные губы. Потому, что они зомбированы, их не выпускают на воздух, они не видят солнца, они готовы к погребению с рождения (припудрены, с накрашенными губами), и осознают это. Их жизнь: родился – попил – поел – полюбил женщину – и в топку. Они отработанный материал.

— Волнуетесь, какова будет реакция нашего зрителя?

Конечно. Кроме того, что это артхаус, это не водевиль, где главное – техника (надо уметь красиво стоять, красиво говорить, красиво прыгать, когда тебя убивают), это серьёзный материал, где артист растёт. Кроме актёрских навыков, надо уметь рассказать свою историю. Тогда и весь антураж не зря. Если просто декламировать красивые стихи, а не рассказывать своё, наболевшее, – получится ходульно, нежизнеподобно, это будет театральщина. Надеюсь, мы этот экзамен сдали.

Поскольку декорации в постановке ачинского «Гамлета» – по сути отдельный персонаж, мы узнали из первых уст и видение художника Павла Тарасенка:

— У каждого поколения свой Гамлет. Готика предполагает внешние эффекты. Не бывает Гамлета «раз – и на века». С каждым столетием появляются новые трактовки. У каждой эпохи – свои вкус, запах, форма, своя правда. У нас непроизвольно получился шекспировский театр – на сцене есть ярусы и свободная площадка.

Мы с режиссёром сошлись на том, что будем делать новое барокко – сейчас оно приходит на смену минимализму. И подошли к привычному полубутафорскому театру, цвет ржавого железа передаёт мысль, что «Дания – тюрьма», «прогнило что-то в Датском королевстве». Действие перемещено на конец нашего времени, когда западные христианские ценности рушатся. Сохранена классика жанра – в готике преобладают чёрная и синяя цветовые гаммы. И добавили красный цвет, как у Шекспира – символ смерти. Мы поставили точку в конце времени.

Заведующая литературно-драматургической частью Красноярского театра им. А. С. Пушкина Лариса ЛЕЙЧЕНКО:

— Я считаю, что это актуальный спектакль: на сцене «Гамлет» ХХI века. Сегодня великие классические тексты режиссёры разными способами приближают к зрителю. И мысль о том, что театр должен искать новые смыслы, сближая день вчерашний и сегодняшний, в этом спектакле воплощена вполне. Режиссёр нашел то решение, которое действительно привлечёт внимание к спектаклю и театру зрителей города и «повернёт глаза зрачками в душу». И это хорошо. Думаю, что молодёжь хотя бы услышит не прочитанный в школе великий текст пьесы и сонеты, введённые в спектакль.

Главный режиссёр Абаканского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова Евгений ЛАНЦОВ:

— «Гамлет» ачинского театра попал в точку. Он нравится публике, это очевидно. Рождается хорошая, качественная история взаимоотношений публики и театра. Я назвал бы это прорывом. Происходящее на сцене резко, впечатляюще, «духоподъёмно». Это «Гамлет» будущего и из будущего.

Фото Евгения Агапченко

Гамлет.NEXT Гамлет.NEXT 3 Гамлет.NEXT 4 Гамлет.NEXT 5 Гамлет.NEXT 6   Гамлет.NEXT 12

Гамлет.NEXT 7Гамлет.NEXT 8


04 мая 2016

Автор: Таисия Аникина


Во время посещения сайта "Achdt.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

Принять