«Мама, мы все сошли с ума…»

Вахтанг Харчилава26 ноября в Ачинском драматическом театре состоится премьера спектакля «С любимыми не расставайтесь»

На сцене театра сейчас идёт репетиция новой постановки. Артисты, в нарядах семидесятых годов, танцуют под песню рок-группы «Кино»: «…Разрушенный мир, разбитые лбы. Разломанный надвое хлеб. И вот кто-то плачет, а кто-то молчит. А кто-то так рад, кто-то так рад. Мама, мы все тяжело больны. Мама, знаю, мы все сошли с ума…» Песня идёт, как рефрена, к содержанию пьесы Александра Володина. Действие продолжается.

– Стоп! Давайте ещё раз! – кричит артистам из зала московский режиссёр Вахтанг Харчилава.

По ходу действия пьесы делаю вывод, что время перенесено на десяток лет вперёд, во времена переломного периода распада Союза. Отмечаю сильный финал свидания, интересную игру главных героев.

Несмотря на то, что это была лишь репетиция, чувствуешь в душе лёгкую печаль и почти забытую тоску о тех, в кого был влюблён и с кем пришлось расстаться.

– Вахтанг Елгуджевич, чем вам близок Володин? Что подкупило в пьесе «С любимыми не расставайтесь»?

– У меня есть прекрасная жена и маленькая дочка, безумно их люблю. Последние годы я редко вижусь с семьёй. Много езжу по разным городам с постановками. Поэтому и «выплыла» эта тема.

– Интересно определение жанра как театрального клипа…

– Понятно, что сама по себе пьеса – это психологическая драма. Но современный театр ищет смешение жанров. Конечно, классические, драматические постановки должны быть, но зрителю уже этого мало. Равно как актёрам, режиссёрам и художникам. В этом смысле мы ищем новые жанры, смешения, которые помогут наиболее остро отра­зить нашу жизнь. Как говорил Уильям Шекспир: «Единственной задачей театра всегда было и будет держать зеркало перед природой». В современном человеке присутствует «клиповое» сознание. С помощью театрального клипа мы «держим зеркало перед жизнью», отражая её ритм.

– Что для вас главное в сюжете «Любимых»: социальное или личное?

– Для меня самое главное – не социальный аспект, а отношение между двумя людьми. Почему люди расходятся, любя друг друга, потом снова сходятся и опять расходятся? Где тот момент, в который они не могут договориться? Здесь важно не отмалчиваться, а всё-таки поговорить об этом.

Что касается сценария, в какой-то момент мы пытаемся вынести внутренний мир, переживания, конфликт главной героини на первый план. То, что чувствует она, зритель будет видеть пластически на сцене. Главное, чтобы «дошло». Иногда мало того, что актриса говорит: «Что-то у меня нервишки шалят». Нужно выразить это как-то в мизансценах, в конфликте, в танце, возможно, в песне. Без этого спектакль получился бы просто иллюстрацией текста, а этого ни в коем случае нельзя допускать.

– Зрители помнят фильм «С любимыми не расставайтесь», в котором снялись такие артисты, как А. Абдулов, И. Алфёрова. Не боитесь, что будут сравнивать?

– Обязательно будут. Но там был другой режиссёр, другие артисты, другое время. Прошло уже более 25-ти лет. Мы живём в другой стране, и этих сравнений я не боюсь.

– Сколько нужно денег для постановки хорошего спектакля?

– Ноль. На самом деле деньгами это не измеряется. И в Большом театре, бывает, ставят ерунду за 25 миллионов. Дело не в деньгах, а в том, найдены ли какие-то верные пути к тому, чтобы тема прозвучала. В середине прошлого века голландская труппа взяла произведение Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Поставили на сцене дверь, и сыграли. Они настолько убедили, поразили зрителя «другим измерением», что идея «бедного театра» начала развиваться. Она получила продолжение у Питера Брука, который говорил: «Постелите мне коврик, поставьте на него артиста и будет вам театр». А вся декорация, помпезность пошла от Людовика XIV, когда в моду вошло барокко. Не спорю, визуальный момент, безусловно, нужен. На подборе костюмов и одной двери построить весь театр нельзя. Но, если отвечать на вопрос, сколько нужно денег для постановки хорошего спектакля, мой ответ – ноль. Нужно только желание.

– Есть мнение, что в театре «давят на тех, кто пытается что-то осмыслить». Существует ли сегодня некое «надавливание» на театр со стороны власти? Это показывать нельзя, это сделать чище, белее?

– Лично я с этим ещё не сталкивался. Все истории, на мой взгляд, яйца выеденного не стоят. Думаю, они происходят из-за глупости зрителей, которые не ходят в театр, но почему-то своё мнение по этому поводу всячески афишируют.

– В 2012 году ачинскому зрителю был представлен спектакль «Тирамису» рязанского режиссёра Олега Пронина. С нецензурной лексикой, демонстрацией половых органов. Как вы воспринимаете подобный эпатаж? Будет ли нечто подобное в «Любимых»?

– У нас всё достаточно прилично. Хотя зритель уже готов к подобным спектаклям. Да, конечно, «Тирамису» – вызывающая пьеса. Я бы такую не стал ставить. Но это всё «цветочки» по сравнению с тем, что происходит на федеральных каналах. Здесь чернухи в разы больше. Возьмите ток-шоу «Мужское / Женское» А. Гордона на первом канале. Ведущий на своих героев смотрит с брезгливостью, как на тараканов, которых не жалко прихлопнуть тапком. «Вы, дура», – выносит он приговор главной героине. «Он – придурок, который любит», – говорит Гордон о главном герое. «Кого из них я бы убил – тёщу или жену, если мать во время оргазма дочери врывается в спальню? А вы хоть одну тёщу убили? Нет? А стоило бы», – глумится он, вызывая бурное одобрение гостей и экспертов в студии. Подобных примеров – масса! Когда тот же зритель приходит в театр и слышит мат, то почему-то это вызывает у него резкое негодование. Это, наверное, единственное, чего я не могу понять.


Визитная карточка

Вахтанг Харчилава: режиссёр-постановщик. Родился в Абхазии, г. Сухуми. Затем семья переехала в Москву.

В 2012 году окончил Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «Актёрское мастерство».

В 2015 году окончил театральный институт им. Б. Щукина по специальности «Режиссёр-постановщик».

Награды: на фестивале «Коляда-Plаys» спектакль «За линией», по пьесе Ярославы Пулинович, получил приз за художественную смелость в работе над современной драматургией и др.

Постановки: «Лысая певица» (Эжен Ионеско), «В ожидании Годо» (Сэмюэл Беккет), «Вечно эта 345-я» (Жанар Кусаинова), «Женитьба Фигаро» (Карон де Бомарше), «За линией» (Ярослава Пулинович), «Красная Шапочка» (Евгений Шварц), «Пленные духи» (братья Пресняковы), «Нос» (Николай Гоголь), «Эмигранты» (Славомир Мрожек) и др.


18 ноября 2015

Автор: Надежда Файгилева


Во время посещения сайта "Achdt.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

Принять