Ачинский драматический театр представил красноярским зрителям премьеру – спектакль по последней пьесе Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас». Широкой публике, особенно, современной название пьесы навряд ли что-то скажет, но другое произведение Владимира Павловича – «Любовь и голуби» — известно абсолютно всем.
«Саня, Ваня, с ними Римас» написана по реальным событиям, что добавляет ей особой драматичности. Не каждый автор сможет вынести на суд людской историю своих родных. Владимир Гуркин же открыто пишет в посвящении: «Дедам моим – Петру Рудакову, Ивану Краснощёков; бабкам моим – Софье, Александре, Анне посвящаю. Великим труженицам и матерям, воинам, защитившим Родину нашу от фашизма – вечная светлая память!».
Сюжет пьесы отражает деревенские (как место действия) и советские (как эпоха) реалии. Где-то на Урале, в деревне у реки Чусовая живет большая семья – три сестры, их мужья и дети. Дальнейшее будущее героев омрачает, с одной стороны, начавшаяся Великая Отечественная, с другой – председатель, собравшийся посадить Ивана (мужа Александры) и Петра (мужа Софьи). Называть причину необязательно: пара слов против, и «черная маруся» выезжает за провинившимся. Ивана и Петра предупреждает полицейский Римас, благодаря которому они успеют собраться на фронт в качестве добровольцев. На этом мы заканчиваем со спойлерами и переходим к самому спектаклю. Лишь отметим, что российские режиссеры с завидным постоянством обращаются к творчеству Гуркина. В разное время «Саня, Ваня, с ними Римас» ставилась в Центральном академическом театре Российской Армии (Москва), в Тверском ТЮЗе, в Северодвинском театре драмы и т.д.
Красноярский зритель увидел спектакль по пьесе Гуркина благодаря Ю. М. Цехановскому, который известен, прежде всего, как режиссер музыкального театра. Его работы – «Юнона и Авось», «Собака на сене», «Ах, водевиль, водевиль» и многие другие — продолжают собирать полные залы и знакомить с интересными образцами современной и классической драматургии. «Саня, Ваня, с ними Римас» поставлен на базе Ачинского драматического театра, где Юрий Михайлович занимает должность главного режиссера.
К спектаклю, который мы сегодня обсуждаем, подходит слово «непринужденный». Здесь в равной доле соседствуют деревенская тема с ее колоритным бытом, добрым юморком и тяжелая угнетающая атмосфера военного времени. Поэтому интересно наблюдать за реакцией зрителя: и смех, и слезы. И по завершению просмотра, кстати, не остается осадок, наталкивающий на длительные рассуждения и то, что называется, рефлексией.
Спектакль прост и доступен независимо от возрастной категории и уровня образования. Его отличает особая лиричность, свойственная всей деревенской прозе и драме. Даже в сценах, когда персонажи заняты типичным русским застольем с горячительными напитками и закусками, сохраняется эта особенность. Видимо, здесь кроется магическая сила театра: тоже самое на экранах может вызвать отвращение; а на сцене, грубо говоря, бытовуха уходит и начинается лирика с ее чудесными народными песнями, задушевными разговорами. Но продолжается недолго, как уже было сказано, из-за войны и конфликтов с председателем. Стоит отметить, что критика советской власти негласно проходит через всю постановку. Сначала шуточками Вани с Саней, потом – необходимостью Вани и Петра бежать на фронт, а впоследствии – и смертью председателя. Причем показательно: с ним расправилась добрая, солнечная Анна, имеющая вокруг себя ораву ребятишек; человек, на которого бы никогда и никто не подумал. Все-таки терпение народное дорого стоит, и конец его всегда становится причиной трагедии.
Но все-таки основное место в спектакле занимает любовный треугольник, обозначенный уже в названии. Судя по историям военного времени, ситуация вышла самая что ни на есть обычная. Многие ожидали годами возвращения своих мужей и спустя несколько лет уже теряли надежду. Гуркин решает дилемму – Ваня или Римас – мгновенно, не желая испытывать терпение потенциальных зрителей будущих спектаклей по своей пьесе. Цехановский следует букве авторского текста, не отступая от него.
Актерский состав, задействованный в постановке, напомнил, почему Ачинский драматический театр отмечен множеством дипломов и наград. Звездной парой, конечно же, стали Лариса Колодина (Саня) и Валерий Курченков (Ваня). Довелось посмотреть в видеозаписи фрагменты из постановки Тверского ТЮЗа. Ачинские актеры нисколько не уступают коллегам своей искренностью и неразрывностью с образами. Также хотелось бы отметить Антонину Крупенникову. Женька в ее исполнении напоминает героинь советского военного кино.
Подведем итоги. В спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас» нет кровопролитных боев, трагического заламывания рук и попыток сказать что-то новое о войне. Зато есть оживающая на сцене история про семейные ценности и способность преодолевать трудности в тяжелые времена.
В следующий раз актеры Ачинского драматического театра посетят наш город со спектаклем осенью 2015. Советуем следить за проектом «Театры Красноярья – столице края», под эгидой которого и была организована премьера.
21 мая 2015
Автор: Ульяна Смирнова