Театр. Дерзкие окончания классических произведений

К чему приводят лабораторные опыты

Честно говоря, договариваясь о встрече с режиссёром, я не ожидала увидеть человека столь молодого. Ведь сколько бы юность ни доказывала свою состоятельность, мы привыкли считать, что всё приходит с опытом. Но, к счастью, встречаются приятные исключения.

Буквально с первых минут нашего общения мой собеседник сумел нейтрализовать скепсис и полностью расположить к себе. Открытый, искренний, позитивный. Думаю, спектакль, который он готовит для ачинского зрителя, будет похож на своего создателя.

Сергей ПАНТЫКИН окончил Екатеринбургский государственный театральный институт совсем недавно – в 2013 году. Его мастером был Кирилл Савельевич СТРЕЖНЕВ, народный артист России и известный театральный режиссёр, который в большей степени является режиссёром музыкальных спектаклей. А в театральном пространстве мастер – это некий бренд. Возможно, именно поэтому, имея диплом режиссёра драмы, Сергей специализируется на создании мюзиклов, постановках оперы и оперетты – он служит в Свердловском государственном академическом театре музыкальной комедии.

— Уже две недели я просыпаюсь в славном городе Ачинске и думаю: «Как же я здесь оказался?» — смеётся мой собеседник.

Действительно, как? В драмтеатр нашего города Сергей Пантыкин попал «лабораторным» путём.

— Чуть меньше года назад здесь проходила лаборатория актуализации классики. Организовывается она Государственным Театром Наций под руководством Евгения МИРОНОВА и Министерством культуры РФ, — рассказывает Сергей.

В состав делегации, работавшей в Ачинске, входили педагоги, критики, трое молодых режиссёров.

— И труппа разделилась на три части. Режиссёр за пять дней должен поставить часовой эскиз. Мне достался «Башмачкин». После просмотра каждого эскиза проводилось СМС-голосование: оставить как есть, забыть как страшный сон или продолжить работу над спектаклем. Все три постановки публикой были встречены позитивно. Только решили начать с меня. Вот так я и оказался в Ачинске.

Сейчас Сергей в репетиционных ачинского драмтеатра доводит свой эскиз до совершенства. И это нормальная практика ещё с советских времён, как считает сам молодой режиссёр. Ему ничего не мешает числиться в штате Свердловского театра музкомедии, а параллельно – ездить по стране и ставить спектакли. Главная задача – влюбить в своё детище местных артистов.

— Часто приходилось становиться свидетелем того, как с первых репетиционных точек артисты не принимают материал. Играют с нежеланием, некоторым сопротивлением, что ли. Бывает такое. А в театре всё должно быть по любви. Об этом, в какой-то мере, и наш непростой спектакль.

Пьеса Олега БОГАЕВА «Башмачкин» написана по мотивам повести Гоголя «Шинель». Главный герой, на взгляд Сергея Пантыкина, похож на многих наших современников. Башмачкину удобно в своём статусе, он ничего нового не хочет.

— Помните, у Гоголя, когда его героя хотели повысить, он сказал: «Дайте лучше что-нибудь переписать». Новая шинель – единственный смысл его жизни. Но и её стянули.

Драматург Богаев взял за основу именно этот финальный эпизод – у Башмачкина уже отобрали шинель. Он лежит на кровати и бредит: свихнувшемуся от утраты человеку чудится, что кто-то появляется из чернильницы, а из-под кровати вылезает квартальный…

— Грубо говоря, у него съезжает голова, и он становится неуправляемым. Отсюда, собственно говоря, у нас возникло две линии – мир реальный и мир бреда, — делится своей концепцией режиссёр. — А по сюжету, в бреду Башмачкину видится, что его шинель ожила и сама пошла его искать. Видимо, Олег Богаев проникся творчеством Гоголя, которое пронизано мистикой и фантасмагорией. К тому же, в пьесе огромное количество смертей. Но мы перенесли все убийства так же в мир бреда, и немного иронизируем над ними. У нас смерть происходит не в реальности, а в повёрнутом сознании Башмачкина, который ищет справедливости, хотя бы в бреду. Появляется такой персонаж, как сотрудник небесной канцелярии, – ангел, который констатирует каждую смерть. Причём, он говорит это жадно, с радостью! Потому что с новым усопшим у неё заканчивается план – свершится возмездие, и душа Башмачкина вот-вот обретёт покой.

Для Сергея шинель – это душа главного героя, его любовь. Шинель ходит по Петербургу ищет Башмачкина. Он и умереть-то не может потому, что шинель до него до сих пор не дошла.

Режиссёр обозначил постановку как пластическую драму – параллельно с действием на сцене идут танцевальные этюды.

— Хореографией это не назовёшь, но определённую выразительность сценам пластика придаёт, — считает Сергей. — Я скажу откровенно: это третья моя драматическая постановка. Да и прежние ставил только в больших музыкальных театрах.

Вот такой неожиданный спектакль, такое смелое прочтение финала классического произведения скоро сможет увидеть каждый театрал или тот, кто пока не считает себя таковым. Странно, удивительно, но жуть как интересно. Лично мне, после вдохновенного рассказа режиссёра, захотелось непременно побывать на премьере. Она, к слову, состоится уже 27 февраля.

— Есть русский классический театр. Без него никуда. А есть театр, который показывает бытие гипертрофированно – в перевёрнутом виде и с долей иронии. Так и здесь – Гоголь, фантасмагория, бред… Идеальная возможность донести глубокую мысль через такую, казалось бы, легкомысленную форму, — уверен режиссёр.

Екатеринбургский режиссёр, композитор и драматург Сергей Пантыкин


18 февраля 2015 

Наталья Смирнова


Во время посещения сайта "Achdt.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

Принять