Владимир Горбачевский о работе над балладой о солдате «Василий Теркин»


Новый спектакль Ачинского драматического театра «Василий Тёркин» (реж. Дмитрий Нуянзин) можно отчасти назвать спектаклем-концертом. За 45 минут показа зрители не раз аплодируют, порой подпевают и создают ощущение того, что вот-вот и сами пустятся в пляс с нашими актерами!
В чем секрет музыки военных лет и легко ли дался творческий процесс создания постановки рассказал звукорежиссёр театра Владимир Горбачевский.

– Как пришли к тому, что аранжировкой Василия Теркина будешь заниматься ты?

Владимир Горбачевский: Во время выезда в г. Ужур режиссер Дмитрий Нуянзин позвонил с предложением взяться за аранжировку музыки для спектакля «Василий Теркин». Так же он предупредил, что времени очень мало (каких-то пару недель), а приготовить нужно 10 -12 песен. Я взял день на размышление, чтобы обсудить предложение со своими музыкантами (группа «Мурена» — прим. ред.).

– Это уже вторая твоя работа над музыкальным оформлением спектакля — было ли проще на этот раз?

В.Г.: Было гораздо сложнее, так как это песни фронта, которые имеют свою музыкальную специфику, свой музыкальный склад. Это песни, которые нельзя трактовать и видоизменять по-своему, они уже часть нашей истории, памяти о войне, своего рода музыкальный памятник. Нужно было делать аранжировку согласно оригинальной нотной записи, без каких-либо интерпретаций. А работать над музыкой в жёстко заданных рамках всегда сложнее.

– С какими мыслями/чувствами приступал к этой работе?

В.Г.: К работе я приступил вместе с моим близким другом из Санкт-Петербурга Подзиным Максимом. Мы оба прекрасно понимали моральную ответственность за эту работу. Нужно было сохранить дух времени песен, сделать полноценную аранжировку в хорошем и качественном звучании. Наши мысли были таковы: нужно учесть пожелания режиссера, сделать качественно и душевно. Чтобы песни не оставляли зрителя равнодушным.

– Расскажи о технических нюансах этой работы?

В.Г.: Мы с Максимом Поздиным руководствовались задачами, поставленными режиссером: никакого пафоса в музыкальной части, аутентичность звучания. Другими словами, цель была записать песни так, как они бы могли звучать на солдатском привале у костра. Исходя из этого, в записи принимал участие минимальный «походный набор» музыкальных инструментов. В первую очередь это: гармонь, труба, малый барабан, акустическая гитара, еще использовали бас гитару. Максим отвечал за гармонь, трубу и малый барабан, также итоговое сведение инструментов. Я записывал акустическую гитару и бас-гитару. Технических трудностей было предостаточно, но мы разделили их поровну! Нет смысла акцентировать на них внимание, ведь главное — это результат. Разве что можем посетовать на очень сжатые сроки, большой объем материала — снова все делалось в свободное от наших основных работ время, а именно ночами. Оно того стоило — нас и режиссера полученный музыкальный материал очень порадовал! Надеемся, актерам и зрителям тоже.

– Помнил ли что-то о Василии Теркине из школьной программы? Как относишься к этому произведению/ персонажу?

В.Г.: Если честно, воспоминания о Теркине из школьной программы уже не так ярки, но к самому произведению отношусь очень положительно. Потому что это часть нашей истории и культуры. Великая война — Великая победа, помнить и чтить это является нашим долгом перед предками и перед подрастающим поколением, которому нужно прививать человеческие ценности и знание истории любыми средствами, в том числе через театр. Особенно через театр!

– Как думаешь, почему песни тех времён нравятся не только тем, у кого с ними связаны воспоминания, но и молодежи?

В.Г.: Все просто! В этих песнях очень хорошее и понятное сочетание музыкальных мотивов, вокальных партий и содержания. Все три составляющие каждой песни прекрасно дополняют друг друга. Возможно секрет этих песен в их простоте восприятия: музыкальное настроение и содержание песен доносится просто, без излишних усложнений, ведь это фронтовые песни, а они не должны пестрить «увертюрностью» и консерваторским исполнением. Они не для этого писались. Они сочинялись о народе, для народа и в народе, поэтому легко воспринимаются и могут нравиться любым поколениям. Секрет этих песен в простоте, искренности и душевности.

Во время посещения сайта "Achdt.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

Принять