О спектакле «Гамлет.NEXT» и не только с иллюзионистом, актёром Иваном Поповым


В марте этого года на сцену Ачинского драматического театра вернулся готический триллер «Гамлет.Next», режиссёр Дмитрий Нуянзин. Премьера спектакля увидела свет в мае 2016 года, с тех пор работа успела получить признание на международном уровне, став участником фестиваля «Белая вежа» в г. Брест, а в рамках проекта «Театр + образование» была принята, пожалуй, самой привередливой аудиторией – школьниками. Культовый спектакль игрался в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина, а также получил профессиональную оценку на краевом фестивале «Театральная весна-2017». «Гамлет.NEXT» – современная интерпретация пьесы Шекспира: история принца датского, перенесённая даже в наше будущее. В условиях духовной нищеты героям приходится решать проблемы нравственности, делая выбор «быть или не быть». Сюжетная линия сохранена.

«Основой этого мира стало направление стимпанк (индустриальный мусор). Когда люди становятся морально и духовно нищими, цивилизация убивает физически. Остаются животные инстинкты. У таких духовно мертвых свое представление о готике, когда были средневековые рыцари, короли. Герои спектакля «Гамлет.NEXT» живут не под солнцем. Они не умеют выражать нежные чувства и готовы к смерти с рождения. Для Гамлета все это трагедия, ведь в нем, как и в Офелии, остались зачатки морали.» Д. Нуянзин.

Для восстановления спектакля понадобился ввод 10 актеров, а также в Ачинск приехал приглашенный актер из г. Красноярск – Иван Попов, исполнявший и ранее одну из ролей. О том, как для актера прошли 4 года разлуки с театром, каково это: играть сразу двоих героев и как не перегореть на работе узнали в нашей беседе.

– Как судьба свела с актерской профессией и, в частности, с сотрудничеством с Ачинским драматическим театром?

Иван Попов: В этом ключе всегда решала случайность. Началось с того, что меня пригласила руководительница театральной студии «Артэнтре» Наталья Валентиновна Желтова. Это был мой класс 5-й, возраст 13-14 лет, сначала меня это не заинтересовало. Было тогда много других увлечений, более подвижных, на фоне которых театр показался, признаюсь, скучноватым. Но всему свое время, и спустя несколько лет, когда я всесторонне изменился, в том числе и внешне, даже отрастил волосы, Наталья Валентиновна нашла меня уже не с просьбой, а с требованием сыграть в одном спектакле. Мой типаж очень подходил под ставящийся тогда спектакль «Две стрелы» по пьесе Александра Володина, так называемый детектив в каменном веке — про дикарей, племена и т.д. Я поддался и сразу втянулся. Три года посещал театральную студию и получил аттестат, в котором было указано, что я посвятил актёрскому мастерству более 400 часов за период обучения. По истечению этого времени моя театральная деятельность приостановилась. Да и не планировал всерьез связывать свою жизнь с актерской профессией. Судьба распорядилась так, что после школы я пошел в армию. После службы я вернулся и захотел повидаться со всеми друзьями. В Ачинске у меня тоже были таковые, и, зная о намерении в ближайшем будущем появиться в Ачинске, руководительница моей театральной студии попросила передать кое-какие документы директору Ачинского театра. При встрече Елена Алексеевна Панькова предложила мне экскурсию по театру, который как раз тогда претерпевал первые изменения во внешнем виде, это было перед постановкой Гамлета в 2015/16 году. Помню, мне тогда показывали большой и малый залы, в одном из них велась репетиция. Познакомился с Дмитрием Анатольевичем, перекинулись буквально парой дежурных фраз, но уже тогда почувствовал на себе его профессионально-любопытный взгляд. И через пару дней мне поступило предложение сыграть главную роль – Гамлета. Я отказался. Согласен, по типажу это вполне мой персонаж. Но понимал, что весь мой опыт – это театральная студия, с занятий в которой прошло несколько лет, а значит, знания и многие навыки позабыты, и я просто не мог представить себя в работе над таким серьёзным, сложным материалом. Хоть теперь и думаю о том, что, может, не стоило связывать себя сомнениями и стоило согласиться. Возможность была прекрасная, хоть и упущенная! Но. Верите или нет, ни о чем не жалею. Спустя пару недель театр снова дал о себе знать, замечу, что уже не с просьбой, а с весьма настойчивым предложением. Мне предложили сыграть друзей Гамлета – Гильденстерна и Розенкранца вместо мальчика, который ушел в армию. Как видите, я согласился. Считаю, что очень продуктивно поработали над этим спектаклем.

– Расскажи о своей роли.

И.П.: С точки зрения режиссера, это прекрасная идея объединить двух друзей в одного действующего героя с психическим расстройством. Я и ростовая кукла – отличный дуэт! Мне эта роль полностью подходит и очень меня радует. Должен сказать, я довольно дотошно отношусь к своим ролям. Несмотря на отсутствие богатого опыта, понимаю, что для погружения и проживания нужно как можно больше вводных данных, как можно больше информации, которую ищу сам для себя. По пьесе Розенкранц и Гильденстерн задумывались как собирательный образ, олицетворяющий всех прислужливых людей, которые пытались подлезть к королевскому обществу и ради материальной выгоды стать его приближенными. Чтобы урвать себе кусок побольше, они подлизывались и подмазывались к кому только могли. Также, чтобы познакомиться с этими персонажами, я посмотрел фильм «Розенкранц и Гильденстерн мертвы, в котором своей игрой и глубиной образов меня поразили Гэри Олдман и Тим Рот. Великолепная кинокартина. Как раз-таки в антураже тех времен. Оттуда я подчерпнул все, что мог. В итоге у меня получился довольно эксцентричный яркий персонаж. Почти все герои «Гамлет.NEXT» пребывают в нервозе из-за проделок главного героя и благодаря режиссеру я смог поймать правильное настроение для своего персонажа..1 из 7

– Занимает ли «Гамлет.NEXT» особое место среди спектаклей, в которых довелось играть? Где еще ты был замечен?

И.П.: В Шарыповском театре был замечен в спектаклях: «Я нанял убийцу», «Герой нашего времени», в спектакле «Я буду ждать тебя здесь» у меня была главная роль. Очень тяжелая психологически история о девочке Эрендире. «Гамлет.NEXT» по-особенному запал мне в душу. Музыкальный ряд очень соответствует моему музыкальному вкусу, вся атрибутика спектакля, кожаные костюмы, цепи, браслеты тоже мне понятны и полностью в меня попадают, потому что какое-то время я играл в рок-группе на бас-гитаре. Постановка мне очень близка. Он даже приближен к какой-то киношной атмосфере «Безумного Макса» и всех пост-апокалиптичных картин. Тематика, музыка — все сошлось и попало в сердечко.

– Расскажи о своей основной работе?

И.П.: В Красноярске я организовываю праздничные мероприятия, веду практику иллюзиониста. 10 лет занимаюсь фокусами. Считаю, что, как иллюзионист я все же больше состоялся, нежели как актер, но все еще впереди. Опыт игры на сцене мне очень пригождается и помогает. Понимаю, что можно добавлять пластику в свои номера, создавать образ, рассказывать целые истории с помощью фокусов. Наверняка, это может работать наоборот, и какие-то навыки я смогу внедрить в театральную деятельность.

–Что больше всего нравится в обоих видах деятельности?

И.П.: И там, и там мне нравится, что это взаимодействие, живое общение с людьми. В театре испытываю большое удовольствие даже от репетиций, для меня это душевный подъем. Так же и выступления на людях, когда понимаешь, что даришь эмоции. Понимаешь, что, когда ты делаешь свою работу в театре – это коллективная заслуга, но ты все равно получаешь удовольствие от этого. А когда зал хлопает после выступления, в котором принимал участие только ты со своими номерами фокусов, это настоящий праздник для меня! Возрастает вера в себя, в свои способности. Конечно, у всего есть издержки, тут они выражаются в большой энергозатратности, усталости от людей – когда возникает желание тишины и умиротворения. Хочется ненадолго сбежать подальше от шумных заведений и полных залов. В этом плане природа для меня лучший способ разрядки.
Хочется уйти в поход на сутки, потеряться в лесу – для меня это прекрасный способ разрядки. Взаимодействие с людьми, мощный энергетический взаимообмен – то, что удерживает именно в этой профессии.

– Рассматриваешь ли такую возможность, что станешь более плотно заниматься работой актера?

И.П.: Я думаю, да. Театр не раз притягивал, это неспроста и, возможно, стоит прислушаться к знакам судьбы. Возможно, мне бы больше хотелось попасть в кинопроект, а еще больше, реализовать какой-то свой проект в киноиндустрии, тем более, уже есть некоторые идеи. Думаю, сейчас интерес к российскому кинематографу, по крайней мере, на территории нашей страны, будет расти, так что, почему бы и нет.

–Как на протяжении этих лет поддерживал связь с Ачинским театром?

И.П.: Читал новости в соцсетяхВидел фото и видео, пересекались с актерами, пока работал в Шарыповском театре, на фестивале «Ремарка», например. С кем-то общались, помню, как-то приезжал в Шарыпово Сергей Трофимович. Активного участия в жизни театра, конечно, не принимал, но руку держал на пульсе и на вызов среагировал мгновенно – рад восстановлению проекта!

– Как принял коллектив?

И.П.: Как будто не уходил, лишь отлучился ненадолго. С творческими людьми всегда так: можно долго не общаться, но при встрече будет ощущение, словно виделись каждый день, а можно даже встретиться впервые, но при общении почувствовать родственную душу, будто знал человека всю жизнь.

– Самое яркое воспоминание, связанное с работой в Ачинском театре?

И.П.: Поездка на фестиваль «Белая вежа» в Брест. Помню, когда узнали об этом, кто-то радовался, кто-то даже плакал от радости: первый фестиваль за 10 лет – ничего себе событие! Говоря о первом воспоминании, которое приходит в голову, это курьезный случай, связанный с Валерой Курченковым в роли Гамлета. Ох, как он тогда грохнулся с разбега! Дело в том, что здесь у нас постелена ткань, а там оставался только голый скользкий линолеум. И когда в сцене с Офелией он набегу разворачивается со словами «В монастырь! В монахини!», чтобы замахнуться на бедную Офелию, тут он поскальзывается и уже не подбегает, а подкатывается к ней с выставленным кулаком. На самом деле, это было очень эффектно. И запомнилась пиар-компания с байкерами, фаер-шоу, костюмами, фотосессией – всё было с голливудским размахом!

– Как настраиваешься перед выходом на сцену?

И.П.: Это не всегда составляет большой труд, как можно подумать. Можно включиться за секунду, если выходу на сцену предшествовало достаточное количество репетиций. Чтобы далеко не ходить, приведу в пример свою игру в «Гамлете»: 4 года не исполняя эту роль, мне оказалось достаточно двух дней репетиций, акклиматизации, чтобы «набрать» этот образ. Конечно, бывают и непредвиденные нюансы, бывает, что какая-то мелочь может попытаться вывести тебя из строя, знатно подпортив настрой. Но опять же, тебе легче брать контроль над ситуацией, если над ролью проведена достаточная работа. В каком-то смысле роль должна стать частью тебя, за пару минут до выхода ты вспоминаешь задачи, который ставил режиссёр, какие-то ключевые подсказки, всё это вкупе помогает нарабатывать внутренние ощущения и эмоции своего героя. Даже если не получилось набрать сценический образ перед выходом, получается сделать это слету, когда понимаешь, что обратного пути нет и дольше тянуть нельзя. Иногда это бывает заметно, когда спектакль восстанавливают спустя долгое время, некоторые актёры раскачиваются только к середине спектакля. Это многие критики говорят. Но глядя на своих ачинских коллег, все включаются мгновенно.

– Какие установки давались тебе в рамках этой роли?

И.П.: Как и говорил, образ собирательный. Снаружи мы видим персонажа с явным психическим расстройством, зависимого от веществ, потерявшего всякое человеческое достоинство и готового ластиться перед королем даже не столько ради его признания и дружбы, сколько ради дозы. Если обращаться к первоисточнику, то классические Гильдестерн и Розенкранц получали золото за свою услужливость, здесь поощрение в виде кое-чего другого. Идиотский смех, постоянное подхалимство и самоуничижение, нездоровый юмор. И задача, которая лежит лейтмотивом через весь спектакль, одинаковая у всех – ощущение нарастающей массовой истерии, ожидание удара в спину, предвкушение несчастливой развязки. На втором акте мы с королем выходим уже орущие, нагнетающие. Интерпретация очень отличается от оригинала классической пьесы и даже от экранизации вышеупомянутого мной фильма. Там один был немножко философ, мечтатель, а другой – немного экспериментатор, подмечал какие-то физические явления. Какие-то вещи оттуда можно тоже заимствовать, это тоже работает.

– Чем вдохновляешься?

И.П.: В творческом ключе я ищу не столько вдохновение, сколько средство от выгорания. Для меня это природа. Есть фактор усталости от людей, а тут отключаешься от внешних раздражителей, от технологического прогресса, даже от себя. Это лучший вариант для отдыха, расслабления и вдохновения. А также меня наполняет процесс создания чего-то нового, поиска себя в новых направлениях, люблю что-то делать своими руками. Пять лет школы искусств по направлению скульптуры дают о себе знать. Пластилин, глина, камень, дерево и все, что поддается обработке, если попадается мне под руку в период упаднических настроений, обязательно превращается в милый сувенир на подарок. Люблю радовать окружающих, это отзеркаливает и делает счастливым меня. Такая арт-терапия.

– Есть люди, служащие для тебя неким ориентиром в твоей профессии?

И.П.: На поприще иллюзиониста я вдохновлялся Крисом Энджелом, у него было свое шоу на мтв, достаточно эпатажный молодой человек был. А также меня вдохновляло шоу по тв3 «Тайны великих магов», где ведущий в маске раскрывал секреты разных фокусников. А из актерской профессии это пожалуй Лапенко. Он выпустил с Алексеем Смирновым свое шоу, потом я узнал, что он также играет в театре, познакомился с его игрой, и она меня очень впечатлила. У него шикарная способность перевоплощения. Очень уважаю Сергея Бодрова по фильму «Брат». Это первые, кто приходят на ум. Люблю смотреть канал GreenGrass на YouToube, истории взлетов и падений разных актеров, как они пришли к этой профессии. Меня это все вдохновляет. Для того, чтобы иметь кумиров, я уже не в том возрасте. Уже взято за основу направление не для себя сотворять кумиров, а делать такового из себя, пора своим примером вдохновлять других людей.

– Творческие планы?

И.П.: У меня есть знакомые ребята с видеокамерами и желанием создавать, пока что на уровне некой «комнатной истории». Мы завели аккаунт на всеми любимом «ТикТоке», придумали классных персонажей, решили вывести свои задумки в формате мини-сериала, серии по 10-15 минут. Пока все еще на стадии сценарной проработки, но уже есть своя аудитория около 30 тысяч людей, сложившаяся за счет более раннего совместного творчества с другим видеооператором. Посмотрим, как дальше пойдет реализация. В любом случае, это драгоценный опыт.

– Что пожелаешь нашим зрителям?

И.П.: Просто ходить в театр, несмотря ни на что. Ходить на разные спектакли – и драмы, и комедии, и детективы. Не бояться тяжёлых, слезливых историй, приходить в театр, как на праздник. Испытывать разные эмоции и не бояться своих чувств. Ведь истории, рассказанные и показанные со сцены, вызывают в нас схожие эмоции, разгоняя обыденный фон и обогащая нас.

Во время посещения сайта "Achdt.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

Принять