Тяжёлый рок или сказочная музыка? О работе в театре и металл-группе из первых уст.


Впервые аранжировкой музыки к детскому спектаклю занималась рок-группа, поэтому сказка «День рождения кота Леопольда», режиссёр Дмитрий Нуянзин, получилась особенно живой, энергичной и привлекательной для маленьких непосед. Нам удалось пообщаться с группой «Мурена», и нам есть, что рассказать о ней!

Годом основания ачинской хэви-металл группы «Мурена» считается 2012-й, тогда Владимир Горбачевский, ныне занимающий в Ачинском драмтеатре должность звукорежиссера, собрал единомышленников под одной крышей репетиционной точки. Прозвучать со сцены ачинским рокерам впервые довелось в 2014 году на фестивале «Новый Фарватер», первое публичное выступление увенчалось успехом: музыканты победили в разделе рок-музыка. Итак, знакомьтесь: Владимир Горбачевский ритм-соло гитара, тексты, запись, сведение, мастеринг, вокал (временно), Максим Мухин – бас- гитара, Илья Михайлов – ударные.

1 На сегодняшний день коллективу для полного счастья, а именно, полноценной записи альбома и концертных выступлений, не хватает гитариста и вокалиста. Может, именно вы хотели бы стать частью группы? Тогда для начала ознакомьтесь с нашим интервью, взятым у Владимира и Максима …

– Неужели так сложно найти двух недостающих людей?

Владимир Горбачевский: С 2012 года наш состав не менялся. Кроме прихода и ухода гитаристов. Нам нужны не просто те, кто знает несколько аккордов на уровне исполнения дворовых хитов, а по объявлению приходили чаще всего такие претенденты с минимальными знаниями. Одного желания мало, нужны опыт, мастерство. Ждем, когда появится человек, который уже умеет играть, сочинять музыку. Мы пишем музыку всей группой. Здесь вот так сыграем, там по-другому, кому-то не понравилось – переделали. Многие не понимают, что речь идет о серьезной музыке, которая требует довольно серьезных данных. На место последнего гитариста приходил один человек, ему на смену другой, но надолго никто не задержался, возможно, не выдерживали психологической и физической нагрузки. Надо ведь быстро соображать на ходу, запоминать, играть, вливаться в коллектив. Большинство же наоборот, приходит и пытается диктовать свои условия, переделывать устоявшийся коллектив под себя. Так не бывает.

– Где трудятся члены вашей группы?

В.Г.: Последние 4-5 лет работал на дому. Так как я – художник и музыкант, это было возможно. Максим работает на НПЗ, специалист по компьютерам, наш барабанщик Илья сейчас на вахте, тоже работает в сфере добычи нефти.

– Как можно познакомиться с вашим творчеством?

В.Г.: Сейчас альбом группы на этапе сведения инструментов, идет работа над вокальными партиями. Некоторые тексты дописаны до конца и уже ждут своего часа. Всего будет 7 песен с разными историями, между собой связанными разве что нашим стилем подачи. Коллеги, знакомые музыканты, слушавшие некоторые работы, отметили, что альбом получится узнаваемым, харизматичным, отличным от других групп, пишущих музыку в этом же направлении. Основные темы и умонастроения – это философия, истории отношений, религия и просто выдуманные сюжеты с неожиданной развязкой. Как будет записан альбом, он обязательно появится в нашей вк группе и других музыкальных ресурсах. Так же надеемся выпустить своими силами альбом на физическом носителе ограниченной серии, сделаем диск.

– Что предпочитаете сами слушать?

В.Г.: В последнее время слушаю старую музыку 80-х хард и хеви.

Максим Мухин: Он у нас больше любитель русской музыки, в отличие от меня. Я больше люблю англоязычную… Предпочитаю зарубежный металл-кор. Нравятся такие коллективы, как Jorn, Gamma Ray, Noturnal symphony и другие

В.Г.: Да, так и есть, я больше люблю наше «железо», но зарубежный хард и хеви не остается без внимания. Люблю, конечно, «Scorpions» за голос, исполнение – у них нет ни одной провальной песни, любую включи, что-то зацепит. А также: «Accept», «Iron Maiden», «Manowar», «Axel Rudi Pell», «Myrath». Из наших: «Театр теней», «Легион», «Мастер», «Скорая Помощь», и многие другие. Уважаю русский рок «Наутилус Помпилиус», «Алиса» – но только старое творчество, до 2000 г. Не так интересна англоязычная музыка, т.к. музыкальное мышление и подача соотечественников мне куда ближе. А наш барабанщик Илья слушает 50/50 русское/зарубежное, даже вплоть до джаза. Больше всего любит «Slayer».

– Помните своё знакомство с театром? Есть ли любимый спектакль?

В.Г.: До работы в театре я не имел никакого отношения к нему, даже, честно скажу, не интересовался. Среди моих друзей немало актеров, почти всё окружение театральное. Но сам я не посещал его даже в школе, был максимально далек. И все изменилось с того момента как устроился сюда работать, кстати, волей случая. И не жалею об этом, даже наоборот. Я увидел всю кухню изнутри, это затягивает, это интересно. Любимого спектакля нет пока, но интересны все. Никак не привыкну к этому странному чувству: пока смотрю постановку в режиме подготовки, как все поэтапно собирается, не цепляет, это просто рабочий процесс, порой даже думаю, будет ли это интересно пришедшим зрителям? Но с премьерой все меняется. Происходит какая-то магия, шутки становятся смешными, актеры играют наполную, мастерски перевоплощаются. И уже смотришь глазами зрителя, картинка становится цельной, тогда и понимаешь, что спектакль действительно стоящий, что у него есть душа. Так что для меня театр —это интересная работа, которая вряд ли приестся, ведь помимо рутинной работы с оборудованием, проведения репетиций, есть возможность реализовывать свой творческий потенциал. Мне приятно, что не отвергли мою идею с музыкой к спектаклю «День рождения кота Леопольда». Кстати, наш барабанщик Илья тоже имеет отношение к театру, он подрабатывал аниматором в новогодних представлениях. И ходил на «Гамлет.NEXT».

М.М.: А я ходил в школе на «Снегурочку» и в 2016 году на «Гамлет.NEXT». Позвали знакомые, сказали, что спектакль очень неформальный, действительно, понравилось.

– Как и почему связали свою жизнь с игрой в рок-группе, как все началось?

В.Г.: Интерес к музыке был с детства. Помню, ходил в художественную школу, поступил в неё без вступительных экзаменов, сразу во второй класс пошел. Оставалось каких-то три месяца до выпуска, написаны все экзаменационные работы, но надоело. Подписанный диплом об окончании уже ждал меня. На перерыве в школе искусств встретил в коридоре товарища, который сидел и наигрывал на гитаре, готовясь к уроку. С этого момента я решил, что тоже хочу наконец-то попробовать овладеть навыками игры на гитаре. Мне было 13 лет. Мама купила гитару. Пришел в музыкалку, сказал, хочу играть, но не хочу заниматься по общей программе. Хочу заниматься экстерном. Преподаватель дал несколько дополнительных уроков. На одном уроке показал, в какую сторону держать гитару, а на другом, куда и как класть руки. Потом мне сказали, что частников брать запретили, обучают только по программе. На этом моем музыкальное образование и закончилось. Я скупал разные самоучители, потом добрался до электрогитары. Мы тогда были те ещё «слухачи»: просто включал кассету/диск, слушал и пытался повторить. Нотной грамоты до сих пор не знаю. Партитура дается с большим трудом. Конечно, есть цель самостоятельно изучить нотную грамоту, ведь, если и дальше предстоит совместная практика с театром, нужно будет уметь читать с нотного листа как положено. Но в настоящий момент мне проще 3 раза послушать и повторить, чем сидеть и разбираться в нотах. Пока это слишком долгий процесс.

Всё же, главное, это желание. Если по-настоящему захочешь играть, найдешь и время, и силы, но главный ресурс – это терпение. Чтобы до чего-то доехать, нужно начать с азов и дойти до какого-то уровня, тут без запаса терпения никак. Даже на примере нашего барабанщика: Илья пришел в 2012 году, я сразу стал учить игре на примере наших песен. Показал азы, а дальше он занялся саморазвитием. И года за два освоил уверенную игру, в 2014 мы играли уже на концерте. По сей день каждый музыкант в группе занимается саморазвитием в отношении своего инструмента, осваиваем новые приемы, оттачиваем технику игры, и, в итоге применяем свои навыки и знания для сочинения музыкального материала в рамках группы.

– Как давался процесс записи аранжировки к спектаклю в совмещении с работой? Игра в группе для вас это хобби или серьезная работа?

В.Г.: Было немного сложно морально, потому что раньше подобного опыта работы с авторским материалом не было, нельзя было уходить от оригинала композитора, понимали всю ответственность за аранжировку детских песен. Физически же было сложно потому, что пришлось обходиться без барабанщика, так как он улетел на вахту, а записать нужно было 11 песен всего за 3 недели. Проводили по 12 часов за разбором и записью песен. Игра в группе для нас это скорее серьезное хобби, это и есть вторая работа. Правда, эта работа не приносит доходов в финансовом плане. Мы сами построили репточку, приобрели оборудование, ежемесячно собираем и планируем общий бюджет. Музыкальное оборудование, содержание студии, расходники, даже такая мелочь, как замена струн, влетает в копеечку. Кроме нас на реп.базе занимается еще музыкант, который тоже играет музыку в подобном жанре. Но музыкальное направление у него пожестче, death metall.

– Как случилось это сотрудничество? Понравился ли подобный опыт работы?

В.Г.: Я подошел к режиссеру с предложением «оживить» музыку спектакля, сделав другую аранжировку, особо ни на что не рассчитывая. Дмитрий Нуянзин сказал, что если я знаю, кто в Ачинске мог бы это сделать, то он даёт «зелёный свет». Так мы и взяли на себя смелость полностью переписать музыку, играя в своей манере. Вместо скрипок, флейт и духовых в ход пошли электро-гитары – соло и бас, барабаны, две акустики, а также дополнение в виде аккордеона, клавиш и органа. Переработали всё исходя из авторской партитуры. Вокальное исполнение, структура песен, смысловая нагрузка – все осталось от оригинала. Вольности мы себе не позволяли. Затронули лишь музыкальное оформление. Хотелось, чтобы музыка была аутентичная, настоящая, живая с энергией и подачей. Настрой был серьезный! Предложить предложили, но когда началась работа, тогда и осознали до конца всю ответственность. Порой хватались за голову: что мы делаем, как это преподнести в театре? Но мысль о том, что сейчас кругом детские уши «кормят пластмассой», то есть ненастоящей, неживой музыкой, написанной на бездушной компьютерной программе, подбадривала и помогала. Дети – наше всё, стыдно, что с раннего возраста их отучают от настоящей музыки. Многие воспринимают тяжелую музыку сквозь призму стереотипов, что она для аутсайдеров, что играют и сочиняют ее люди исключительно с богатым набором всевозможных пороков и вредных привычек. Конечно, это далеко от правды. Эпатаж во внешнем виде в рок-культуре присутствует, не спорю. Может, кого-то это и отпугивает. Но играть такую музыку – большой труд как физически, так и умственно. А люди всякие бывают, как и везде, одно от другого не зависит. В музыке группы «Мурена» нет даже какого-то противостояния или вызова. Ни социального, ни какого-либо иного. Мы не панки. Просто рассказываем истории. Наша музыка не призывает к саморазрушению, не деструктивная, совсем не агрессивная. Музыка настроения и философии. Для сопереживания.

– Была бы разница в музыкальном оформлении для детского и взрослого спектакля?

В.Г.: Подход бы точно не был менее серьезным. У нас не было такого, что для детей мы будем делать что-то «попроще». Максимально вложились, чтобы получилось ярко, контрастно, интересно. Детки гораздо более чуткие, у них чистые головы, и они куда лучше воспринимают музыку, как и новую информацию, заложенную в ней. У взрослых уже есть свои «понятия», стереотипы, достучаться получится не до всех. Конечно, то, что получилось, отличается от того что мы делаем в рамках творчества группы, ведь наша аудитория далеко не детская. Но у нас была база, было понимание, для кого и для чего делаем. Было несколько раз так, что возникали сомнения в плане: «а не слишком ли отошли от сказки и ушли в тяжеляк?». Вёз запись в театр с этими мыслями после бессонной ночи (рабочий процесс чаще всего выпадал именно на ночное время), но, к облегчению, получал одобрение режиссёра.

– Довольны результатом? Хотели бы продолжать такие эксперименты?

В.Г.: Думаю, нам есть чем гордиться. Глядя с точки зрения пройденного пути, мы сами в шоке, что все получилось за такие сроки. 11 композиций за 3 недели. Сочинить, сыграть, свести, доработать. Чтобы вы понимали, когда идет запись инструмента, порой доходит и до 500 дублей, чтобы получилось как надо. Каждую песню мы делали с душой, чтобы у каждой был свой характер. Изначально записанная минусовка была однотипная, пустотелая, пластмассовая, плоская. Там музыка была от и до собрана на программе, вероятнее всего, даже далеко не на современной. Коллеги приняли результат на ура, всем понравилось. Так что есть надежда на то, что это не последний наш совместный проект! Если будут предложения от театра, и мы найдем общий язык, конечно, готовы к такой работе. С Дмитрием Анатольевичем оказалось легко, наши взгляды совпали. Хотелось бы попробовать не просто делать аранжировку, но и полноценно писать музыку.

Во время посещения сайта "Achdt.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

Принять