Интервью с куратором лаборатории Симбиоз по направлению Театра горожан Натальей Боренко


И последнее направление нашей лаборатории синтетических форм театра «Симбиоз» — это Театр горожан. Знакомим с куратором этого доселе неизведанного для Ачинска перформативного формата.

Наташа Боренко (Сибирь/Санкт-Петербург/Берлин) – драматург, режиссер, педагог. Фоку-сируется на сфере социального, документального театра и театра участия. Создает арт-проекты со специалистками и специалистами в области театра, искусства, образования, миротворчества и правозащитной деятельности в разных городах и странах. Делает, в том числе, профессиональные театральные проекты с участием людей из разных групп общества (подростки, женщины, заключенные, бездомные, люди с ограничениями по слуху и зрению). Для проектов с сообществами использует форматы документального театра и сайт-специфик театра, Театра Угнетенных, «devised» театра. Сокураторка Лаборатории Театра Горожан в Казани (MON.Казань). Со-авторка спектаклей «Музей Инопланетного Вторжения» (2016, Москва), «Децентрализация» (2020-2021, Казань, Воронеж) и др.

С каким настроем ехала в Ачинск на лабораторию «Симбиоз»?

Наталья Боренко: Мне было интересно, я сама из-под Новосибирска, из этой области. Надеялась, что будет снег – и он действительно есть. Я не была в подобных городах, где есть один-два больших завода, промышленных предприятий, за счет которых живет почти весь город. Хотела узнать, как живёт театр в таких городах, зачем он зрителям. Я занимаюсь практиками вовлечения зрителя, поэтому мне было важно понять, как вовлекает театр зрителя в таком городе. Какие есть принципиальные отличия. В городах, где взором можно охватить население, ведь это не Москва с ее 20 млн населения, с ней бы так не вышло. Ты ближе с людьми, которые друг про друга знают очень много, театр, как место для общения, может служить площадкой для какого-то прочувствованного разговора. Поэтому мне было интересно, есть ли такой запрос у Ачинского театра. Но раз позвали, значит, есть. Есть ли этот запрос и у артистов, у зрителей – мы будем это исследовать. С чего можно пробовать начинать такие практики. Мы экспериментируем, у нас самих много вопросов: как будет проходить показ, как он будет восприниматься. И мне, и группе интересно разговаривать про это дальше, завести как дискуссию, как повод для разговора.

– Какова цель, задача-максимум от работы на направлении Театр горожан?

Н.Б.: Задача-максимум это чтобы эскиз был настолько крут, что он берёт и остаётся в театре! Но если реалистичнее смотреть на лабораторию как на процесс, то задача-максимум разобраться с форматом. Театр горожан делают люди в городе. Лучше если намерение и запрос идут изнутри из города из театра, то есть не кто-то приехал и повелительно говорит: «Давайте, ребята, участвуйте, это нужно, ведь это делают уже во всем мире», но посмотреть, где это пересекается с театром. Так, чтобы артисты смогли поузнавать что-то, поразбираться, найти свой интерес, и сказать: да, интересно или нет, не интересно. Если интересно, то что конкретно интересно. Чтобы появилось своё, очень личное к этому отношение, личный опыт, чтобы они и дальше могли не бояться это пробовать. Я в этой истории такой человек с чемоданчиком, который приезжает и спрашивает, какие вам нужны инструменты. Они в ответ: «ну вот эти не нужны, это всё блестяшки, а вот молоток хороший, мы давно его ждали». Или наоборот: «молотки у нас есть, а блестящего никогда ничего не было, давай заберу». Задача максимум в этом плане найти то, что здесь нужно, на что есть запрос, то, что вдохновляет, что интересно людям внутри театра и внутри города.

— Что лучше всего получается на сегодняшний день?

Н.Б.: Придумывать. Ребята активно начали это делать уже со 2-3 дня. Хороший показатель – то, что мы придумали больше, чем покажем в итоге. Мне нравится, что все включены, придумывают, предлагают. Гораздо сложнее, когда уже никто ничего не предлагает, не подает «признаков жизни», тогда эксперимент, можно считать, закончен.

– Чего ждать зрителям, пришедшим на показ эскиза?

Н.Б.: Для меня это тоже вопрос. Театр горожан может работать с довольно тяжелыми темами, потому что он рождается из решения театра пойти в город за какими-то историями. А истории есть там, где есть конфликт, драма, преодоление сложных жизненных обстоятельств. Мы решили туда не идти сейчас. И нам показалось интересным больше поговорить про участие, контакт друг с другом, общение, феномен контакта одного человека с другим. Внутри показа будет возможность пообщаться, посидеть, познакомиться с кем-то, что-то о себе рассказать или просто понаблюдать за тем, как разные люди общаются. И это больше про участие, чем про какую-то конкретную городскую тему.

         

         

         

Во время посещения сайта "Achdt.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

Принять