04.10.2016 Лаборатория «Актуализация классики»

Лаборатория «Актуализация классики»

Пять дней, которые потрясли мир

Театр в Ачинске играет на нервах

Прогноз актера ачинского драматического театра Алексея Кошевого «Мы “сделаем” конкурентов», оправдался. Причем не только в случае эскиза Искандера Сакаева «Мальчиш-кибальчиш» по А. Гайдару, но и неожиданно в отношении всех трех режиссеров: в рамках лаборатории, которая работала в городе пять дней (собственно репетиции – три дня, показы – суббота воскресенье) все они нашли общий язык с труппой и вызвали ачинского зрителя на неравнодушный, местами острый, разговор. Напомним, что город принимает лабораторию во второй раз, впервые она побывала у нас в 2014 году под эгидой Театра наций. В этот раз проект кардинально иной: в рамках грантового конкурса его поддержал Центр культурных инициатив минкультуры края и регионального отделения Союза театральных деятелей, художественным руководителем лаборатории выступил яркий театровед Павел Руднев. Самые яркие моменты – в нашей рубрике, посвященной лаборатории.

Мужские игры

Предлагаем отрывки из эксклюзивных интервью с режиссерами. Про Искандера Сакаева с его «Мальчишом-кибальчишом» хочется сказать «взрыватель сознания». Он не боится удивлять, злить, вызывать неоднозначные чувства. Мы «подслушали» из разговоров артистов, что этот режиссер «зажег» с первых читок. Возмутил. Но и заставил услышать, поверить, пойти за ним, несмотря на спорность и «неудобность» подачи. Обнаженная физиология души, в которой высокие порывы уживаются с предательством и злом, – все сделано его руками.

В чем вы видите вашу задачу? Планируется шокировать зрителя? Ведь он увидит совсем не то, что писал Гайдар…

— Жизнь, в которой мы существовали, время, которое мы застали, мы не переформатируем в новое качество, а стараемся посмотреть на эту историю глазами нас нынешних. Потому, что мы знаем, чем все это закончилось. Мы знаем, что произойдет со страной потом, и в этом уникальность нашего взгляда. Глазами Гайдара мы этого уже не увидим.

— Как вы определяете жанр эскиза?

— Трагифарсовая антиутопия или антинародный лубок в стиле социалистического сюрреализма. Но я понимаю, что на это ни один зритель не купит билета. Поэтому это «игры мальчишей». Да, мы понимаем, что это игра на минном поле. Не люблю формат лаборатории с ее принципом блиц-постановок, хождений с листочками. Но понимаю, что, отказываясь от современной российской драматургии, обкрадываю сам себя. Поэтому придумал ход: «Не нравится – сделай сам». Беру текст, которого не существовало. Нет, это не инсценировка «Сказки о военной тайне», это не претензия на идеализацию. Есть разоблачение, но и это не цель.

— И все-таки, зачем в таком случае вы это делаете?..

— Я хочу посмотреть на природу героизма. К чему он может привести. Это апокалиптический подход, и его мы сочинили прямо в ачинской лаборатории. Мы испытываем с актерами шок, но делаем это с удовольствием.

— Вас не пугает реакция зрителей старшего возраста?

— Я не отношусь с гневным разоблачительным пафосом к тому времени, но ужасаюсь жизнью, которая вся была испытанием. Было и страшное, было и радостное. Было по-разному. И в этом и надо искать. Внутри нас и внутри зрителя должен быть момент высшего напряжения. Попытка заниматься реконструкцией – провальна. Мне нравится слово «актуализация» — это не отторжение, но захотите спорить – это прекрасно.

Задача была сложной. Представьте себя талантливым, смелым режиссером, который попал в лабораторию. Вы приехали в незнакомый город, впервые или, в случае Артема Терехина, во второй раз, увидели труппу, у вас в руках неподъемный груз сильных текстов Булгакова, Гайдара, Лавренева, знаковых имен прошлого века. И вам надо за 3 дня «сваять» эскиз, который как минимум не опозорит великое и святое для русских имя автора, а как максимум представит новый взгляд на хорошо забытое старое. Конечно, найдутся такие индивиды, которые заявят, что классику смело трогать голыми руками не стоит, к ней надо подходить с пиететом, ибо она самодостаточна. Но для школьников, приходящих в театр, это отнюдь не аксиома. Булгаковым их еще надо заинтересовать.

В следующих выпусках читайте, в кого влюбился режиссер Александр Ряписов, как Артем Терехин собирался разозлить ачинского зрителя, и что из этого получилось.

Фото Евгения Ланцова

Пять дней, которые потрясли мир 1 Пять дней, которые потрясли мир  2 Пять дней, которые потрясли мир  3

Во время посещения сайта "Achdt.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

Принять