www.achdt.ru

Надежда Суханова… Яркая, с выразительными глазами и низким, завораживающим голосом. Со сталью внутри и, в то же время, мягкостью характера. С чёткой гражданской позицией. Она болеет за Россию, считая, что только наша страна способна спасти мир, она влюблена в новую постановку «Гамлета» в нашем драмтеатре. Она… Она – целый мир, родившийся 24 мая. В этом году у замечательной актрисы, мастера сцены юбилей. А она – всё такая же, как и всегда. Яркая, сильная и светлая.

Завязка

С Сухановой бывает нелегко: и коллегам, и зрителям. Последним – потому, что её роли заставляют работать, сопереживать, рвать сердце. Первым – потому, что с талантом, да ещё который на всё имеет свою точку зрения, нелегко. Как вообще нелегко рядом с незаурядной, талантливой личностью. Но театр без Сухановой представить невозможно. Её не хочется ни о чём спрашивать, потому что она легко выстраивает разговор сама. Иначе она не может – женщина, которая служит в театре. Имениннице – слово.

Самое сильное впечатление в профессии за последнее время. О сегодняшнем дне и о Шекспире

Шекспир актуален всегда. Это классика. Взаимоотношения власти и простого народа – те же, при других декорациях, костюмах. Суть одна. «Ты повернул глаза зрачками в душу, а там повсюду пятна черноты, и их ничем не смыть!» – цитата из Гамлета, и она современна. Эта постановка Дмитрия Нуянзина и «поворачивает наши зрачки в душу», чтобы мы увидели, к чему может привести тотальная нелюбовь. Сегодня отношения между людьми потребительские, строятся по принципу «Что я с этого буду иметь?». Россия всегда славилась добротой и щедростью. Если мы «озападнимся» – всё потеряем. Планету может спасти только Россия. В ней осталась душа. Мне мама всегда говорила: «Ты выходишь на сцену – и говоришь чужими словами…». Мы все говорим чужими словами. Уже родившись и войдя в мир, взрослея, мы пользуемся запасом, который был до нас. От построения фразы появляется мысль. На сцену надо выходить, если знаешь, зачем. Если знаешь, что будешь говорить. Когда берёшь материал, начинаешь анализировать роль, разбираешь, кто ты, твой герой, как к тебе относятся другие персонажи. Актёр шьёт свою роль из монологов – так рождается тело спектакля. Задачу ставит режиссёр. Если выходишь на сцену, чтобы показать, что «я могу вот так встать, вот так повернуться, вот так посмотреть», – тогда это не актер, это артист. У актёра должно быть что-то в сердце, и если сердце рвётся, когда ты выходишь на площадку, «бухает» так, что в первом ряду, кажется, слышно – значит, ты переполнен. И это можно и нужно выплеснуть.

Чем театр отличается от телевидения, от кино

Театр живой: то, что я делаю на сцене, я делаю один раз – и больше так не получится. Каждый раз будет рождаться новый спектакль. Как и в реку нельзя войти дважды. Приходишь, настроился, вышел на подмостки, запнулся – всё, спектакль пойдёт иначе. Костюмеры знают, насколько я придирчива к тому, в чём выхожу на сцену. Плохо отутюженное платье – казалось бы, нюанс. Нет. Для меня это принципиально. От настроения твоего партнёра зависит, как пойдёт постановка. «Щёлкнуло» или нет – химия… Форма, то есть КАК я это делаю, – этот приём на театральном языке называется «пристройка». Этим априори владеет всякий актёр, это его ремесло. Содержание – глубже и важнее.

Путь в профессию

В совсем юном возрасте я всем вокруг заявляла, что буду «балеткой». Окружающие смеялись. Но я была увлечена танцами. Я занималась в ансамбле народного и классического танца у руководителя Биденко. Он дружил с Годенко, и даже стилистика номеров у друзей была похожей. Бытовала практика набора исполнителей из регионов: однажды приехала комиссия из московского хореографического училища. Из Красноярского края нас отобрали сразу пятеро человек, в том числе троих – из нашего коллектива. Я собралась ехать, но мама строго сказала: «Ни-ког-да!». Делать было нечего, пошла в политехникум, откуда благополучно меня «выпнули» за неуспеваемость. Задумалась: куда пойти, где нет ни физики, ни химии, ни математики?.. Мне повезло: в Новосибирске жила тётя, там я и поступила в театральное училище. Это лучшая профессия в мире. Это – моя профессия. Я – счастливый человек.

Как справиться с «зажимом»

Очень просто: на сцене надо заниматься делом. Не думать, как ты выглядишь, какая у тебя причёска. У многих актрис есть комплекс: они боятся предстать некрасивыми. Когда меня пригласили в Прокопьевский театр, мы играли в «Леди Макбет» заключённых, рисовали себе шрамы. Увлеклись так, что режиссёр был в ужасе, заявив: «Вижу грим, а не актёров!».

Был ещё случай: в труппе работала актриса, которая считала себя «звездой». Когда она выходила, внимание, по её мнению, автоматически приковывалось к ней. Мы тихонько вышли на сцену, сели и стали от нечего делать… мастерить кораблики, самолётики из бумаги. Мы молчали, но были заняты делом. Зритель не смотрел на «приму» – он смотрел на нас. На сцене занимайся своим делом – тогда всё становится на свои места.

Секреты мастера сцены

Мой конёк – сценическая речь. Я и детей в студии, которую курирую в драмтеатре, учу… говорить. С чем часто сталкиваешься в спектакле? Темпоритм. Можно говорить медленно, но при этом от внутреннего напряжения меня трясёт, внутри всё кипит. Тогда не нужна скороговорка. Я говорю воспитанникам: слово всегда следует за жестом, за рукой, за мыслью. Звук, как и жест, надо фиксировать, задавать ему направление. Даже если ты стоишь спиной к зрителю, звук можно «пропустить» через затылок. Я сторонник слова и жеста на сцене.

На сцене я минималистка: уверена, что на сцене главный – актёр, и должен быть минимум декораций.

Досье «АГ»

Надежда Суханова, актриса ачинской «драмы». Родилась 24 мая 1956 года. После окончания Новосибирского театрального училища, где педагогами у неё были выпускники студий Станиславского, служила в Прокопьевске. 1985 год – ТЮЗ в Ашхабаде. 1991 год – актриса театра в Черемхово. С 1997 года служит в Ачинске.

Яркие роли в спектаклях: «Любить не прикажешь» (2006 г.) с партнёрами Григорием Паниным, Ларисой Колодиной, Валерием Курченковым и др.; «Смешные деньги» (2007 г.); «Дядя Ваня» (2010 г., реж. С. Болдырев); «Женитьба гусара» (2014 г., реж. Д. Нуянзин).

В 2001 году поставила как режиссёр «Медею». После тяжёлого жизненного момента, когда умерла мама, такая работа стала для Надежды спасением (за что она благодарна тогдашнему директору драмтеатра А. Рябенко).

Знаковым в творческой биографии стал спектакль «Невольницы», где в начале карьеры в Прокопьевске она сыграла Евлалию, а в ачинской постановке режиссёра В. Ивлева в 2007 году – Софью Сергеевну.

Любимая роль – в спектакле Д. Нуянзина «Гарольд и Мод» (2006 год) о взаимоотношениях молодого человека и не очень молодой женщиной. Это квинтэссенция умной, зрелой, ироничной, блестящей женщины, которая остается женщиной, несмотря ни на что. «Боль моего сердца» – так характеризует Надежда этот образ.

В 2015 году была номинирована на «Лучшую женскую роль второго плана» на фестивале «Театральная весна» за игру в спектакле по пьесе А. Володина «С любимыми не расставайтесь» (где играла с партнером Сергеем Суминым).

Любит рассказывать эпизод из времени учёбы в Новосибирске, когда преподаватель, знавшая великую актрису Тарасову, возмущалась: «Кухарка не может играть дворянку! Чтобы сыграть Анну Каренину, надо уметь даже сидеть правильно». Надежда – за честность в профессии и в жизни.

Уверена, что «актёр – человек мира».

Помогает бездомным животным, которых любит самозабвенно. Любит жизнь. И жизнь отвечает ей взаимностью.


01 июня 2016

Автор: Таисия Аникина


 

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Одноклассники
  • Яндекс.Закладки
  • БобрДобр
  • RSS
  • МоёМесто.ru
  • Blogger