www.achdt.ru

27 марта – Всемирный день театра

Когда говорят о театре, речь обычно идёт о заслуженных актёрах и именитых режиссёрах. Им, как правило, и достаётся вся слава: цветы, аплодисменты, восхищение благодарных зрителей. Но мало кто задумывается о том, что ни один спектакль не нашёл бы такой отклик в душе, не вызвал бы бурю ярких эмоций, не приложи свою руку к постановке художник, гримёр, звукоинженер, светотехник, монтировщик декораций и другие люди, которые всегда остаются «за кадром». В канун профессионального праздника работников храма Мельпомены корреспондент «АГ» побывала за кулисами Ачинского драматического театра и своими глазами увидела, как рождается чудо.
Тайны закулисья (27)

У ИСТОКОВ СПЕКТАКЛЯ

Оформление сцены, декорации, реквизиты, костюмы – всё это плод фантазии художника. Он первым в театре читает сценарий пьесы и представляет режиссёру своё видение будущего спектакля, отражённое сначала в набросках, потом – в тщательно проработанных эскизах. При этом не всегда точка зрения режиссёра совпадает с ощущениями художника, поэтому последнему порой приходится продумывать самые разные вариации «на тему» – это делается до тех пор, пока не будет достигнут консенсус.
- Сложнее всего работать над сказками, – признаётся главный художник Ачинского драматического театра Елена СИДЕЛЬЦЕВА. – Там приходится выступать в роли настоящего волшебника, ведь ты должен придумать, как сделать, чтобы на сцене произошло чудо. Во время детских спектаклей у нас вырастают цветы, трон превращается в летучую мышь, игрушка,
большой деревянный паровоз, рассыпается на части – всё это должно произойти за считанные секунды и на глазах у зрителя. Согласитесь, есть над чем поломать голову.

ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЁЖКЕ…
Особое внимание художник уделяет сценической одежде. Она не просто должна соответствовать образу, но и легко сбрасываться.
- Мне хочется, чтобы в процессе спектакля актёры часто меняли наряды – это всегда интересно смотрится, – говорит Елена Владимировна. – Но постоянные переодевания требуют  особого подхода к строению костюмов – они отличаются от тех, что мы носим в обычной жизни: платья должны мгновенно сниматься и надеваться. Иногда трансформация нарядов происходит прямо на сцене. Например, в спектакле «Пижама на шестерых», по сценарию, скромная девушка приходит устраиваться на работу служанкой. Мужчины говорят ей, что их не устраивает её внешний вид, срывают какие-то части одеяния – и героиня сразу преображается: она уже в мини, с глубоким декольте.
Любые задумки художника воплощают в жизнь работники швейного цеха. На изготовление одного наряда у них может уходить до пяти дней. Когда перед премьерой аврал, приходится трудиться и в выходные.
- Каждый костюм шьётся на конкретного актёра, – рассказывает закройщик особо сложных работ Ольга СУББОТИНА. – Если в спектакле одну и ту же роль играют два человека, нам приходится шить два одинаковых костюма. В редких случаях, когда бюджет ограничен, мы делаем одно верхнее платье – усреднённый вариант, но нижнее – всё равно отшивается индивидуально.
Несмотря на то, что новые спектакли ставятся не каждый месяц, без работы портные никогда не сидят.
- Кто-то из актёров поправляется, кто-то худеет – постоянно приходится подгонять костюмы, – делится портная Елена МУРАВЬЁВА. – Кроме того, одежда часто рвётся. Казалось бы, только всё сделали – опять несут…
Готовые наряды из пошивочного переселяются в костюмерный цех: там их регулярно чистят, тщательно гладят, аккуратно развешивают, следят за тем, чтобы ни одна деталь костюма не потерялась – в общем, берегут, как зеницу ока.

Тайны закулисья (18)

Я НЕ УЗНАЮ ВАС В ГРИМЕ!
Всегда интересно наблюдать за метаморфозами, которые происходят с внешностью человека. В гримёрно-постижёрном цехе такие превращения случаются постоянно.Здесь хранятся парики всех цветов и мастей, накладные усы, бороды. Трюмо заставлено многочисленными баночками и бутылочками. Заведует всем этим богатством гримёр-постижёр Кристина МЕЛКОВА. Она – мастер на все руки: и состарить может за считанные минуты, и пол поменять, если это требуется.
- Бывает, что мужчины расстраиваются, когда приходится играть женщин. Особенно не любят, когда им красят ресницы – моргают, кричат: «Всё, хватит! Я не могу больше!» – рассказывает Кристина. – Но деваться некуда – актёры сами себе не принадлежат: как режиссёр сказал, так и будет. Это, кстати, ка-
сается не только грима, но и причёски, цвета волос. Не так давно одного из артистов с тёмным цветом волос было решено перекрасить в блондина. Он, прямо скажем, был не в восторге от такой идеи, но деваться некуда – несколько раз его обесцвечивали, пока не добились нужного результата. Иногда актёров просят отрастить для спектакля усы или бороду.

Тайны закулисья (13)

ДЕТАЛИ РЕШАЮТ ВСЁ
Особую изобретательность постоянно приходится проявлять бутафорам. Для изготовления реквизитов в ход идут бумага, картон, поролон, фанера, проволока, краски, бисер, кожа – чтобы перечислить все материалы, не хватит и страницы. Мастера колдуют над коронами, веерами, посохами, вазами, фужерами, кинжалами, искусственными овощами, самодельными капельницами и многим-многим другим.
- Я очень люблю свою работу, – признаётся художник-бутафор Татьяна БЕХЕР. – Обожаю делать головные уборы, особенно шляпки – это моя страсть. Хотя в каждый предмет, конечно, вкладываешь душу – как иначе? Порой сидишь над каким-нибудь реквизитом несколько дней, а потом приходишь на премьеру, смотришь – он промелькнул, и всё. Думаешь: «Ну хоть бы ещё разок вынесли на сцену!».
Все эксклюзивные изделия, вышедшие из-под рук бутафоров, хранятся в «кладовой» театра – реквизиторском цехе. Здесь же собраны и другие предметы, которые когда-то выносились на сцену. Сейчас уже никто из работников и не вспомнит, откуда взялись эти старинные чемоданы, керосиновые лампы, ретро-телефоны, музыкальные инструменты, но наверняка у каждой из этих вещей есть своя история.
Можно увидеть в реквизиторском цехе и предметы, которым, казалось бы, самое место на свалке: пустые бутылки, коробки из-под конфет, консервные банки, старые канистры,– однако всё это в какой-то момент может понадобиться, уверяют хранители театральных ценностей.
Стоит отметить, что у человека, попавшего сюда впервые, просто разбегаются глаза: диву даёшься, как можно что-то найти в этих залежах. Однако реквизиторы хорошо знают свою «вотчину» и без труда достают из нагромождения всевозможных предметов то, что нужно.

P.S. Ни одна постановка сегодня невозможна и без участия декораторов, машинистов, монтировщиков, осветителей, звукооператоров, других работников «невидимого фронта» – все они вносят свою лепту в то, чтобы мы с вами, зрители, могли получать настоящее удовольствие от увиденного на сцене. Редакция «АГ» поздравляет всех служителей театра с профессиональным праздником. Пусть все спектакли проходят у вас без сучка, но с задоринкой!


30 марта 2016

Автор: Олеся Паршина


  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Одноклассники
  • Яндекс.Закладки
  • БобрДобр
  • RSS
  • МоёМесто.ru
  • Blogger