www.achdt.ru

Красноярского режиссёра, заслуженного работника культуры Аллу Васильеву я видела в театре перед началом сезона, во время сбора труппы. Удивило, что когда все расслабились и делились впечатлениями о прошедших каникулах, она заявила: «Пятнадцать минут на «перекур», и актёрам, занятым в спектакле «На дне», собраться!»

Спектакль должен был выйти ещё в прошлом сезоне, и постановку по пьесе Максима Горького готовил другой режиссёр и под другим названием – «Жесть». Но по причинам, известным только администрации театра, так и не был поставлен. Однако, а в этом я уверена, Васильева не доделывала чью-то работу, а создала свою – оригинальную. В этом легко было убедиться, побывав на премьере.

* * *

Перешагнула порог Ачинского драмтеатра и словно попала в другой век. В фойе расхаживали дамы в шляпках, шалях, манто и длинных юбках, предлагая купить жареные семечки и «билетик в синематограф». Потом самые разудалые из них устроили концерт с танцами, исполнением «жалостных и не очень» песен с целью «сбора денег на погорелый театр и лечение». В большом зале, ставшем временным «синематографом», шёл фильм о Чарли Чаплине. Удивила малолюдность, которую мне объяснили так:

– Режиссёр заявила, что её спектакль будет идти только в малом зале, вмещающем всего 40 человек.

Заметив двух женщин с цветами, я безошибочно определила в них заядлых театралок и подошла:

– Галина и Наташа.

– Не пропускаете премьеры?

– Стараемся. Замечательный театр и актёры.

– Какие артисты самые любимые?

– Александр Парошин, на него сегодня и пришли. Нравится Антонина Крупенникова, она тоже занята в спектакле. Появилось много молодых. Сегодня здесь всё так необычно, уютно – сразу попадаешь в то время, когда была написана пьеса.

* * *

Заглядываю в программку и вижу, что «На дне» собрал всех звёзд Ачинского драматического: кроме Парошина и Крупенниковой, в постановке заняты Валерий Курченков, Евгений Казанцев, Роксана Мальцева, Валерий Валуев, Виктор Чекменёв и другие. Интригует…

А о том, что в малом зале актёрам играть тяжелее, становится ясно с первых минут спектакля. Полная тишина, слышно каждое слово со сцены, заметен каждый жест. Фальшь недопустима. Актёры проходят мимо зрителей, обращаются к ним – полное единение. Главного героя – старика-странника – играет Александр Парошин: создаётся впечатление, что он постарел на несколько десятков лет. Мудрый Лука в его исполнении старается достучаться до сердца каждого, находящегося на дне жизни, подсказать, как подняться. Стоит только посмотреть, как он утешает умирающую женщину, убеждает Актёра (Николай Соловей) бросить пить, внимательно слушает вымышленный рассказ Насти о своей любви. Для каждого он находит доброе слово, вселяя веру, что ещё не всё потеряно. Вначале его не принимают всерьёз, а когда он уходит, всем западает в сердце – заставил задуматься. Во время короткого спектакля на глазах происходит несколько трагедий: не сбываются надежды Луки – люди не тянутся к свету, гибнут или уходят в никуда, как Наташа, думавшая, что обрела личное счастье (Наталья Семёнова). Интересны рассуждения героев о том, нужно ли работать или можно прожить и так, об отношениях друг с другом. Стоит отметить: слабо играющих артистов в спектакле нет – все они убедительны.

Постановка проходит на одном дыхании, и хотя это, как обозначено в программке, «человеческая комедия», но складывается ощущение, что, скорее всего, трагедия. Пьесу сопровождает стук колёс – это жизнь отсчитывает бесполезно идущие годы: что за радость, когда находишься на дне? Завершается постановка картиной не исчезающей со стола бутылки водки. Но появляется робкая надежда: всё равно кто-нибудь из героев сделает попытку подняться, изменить себя. Жаль вот только, что ушёл Лука…

Идти на спектакль надо не как на зрелище, а как на повод лишний раз поразмышлять над смыслом бытия. Как ни странно, пьеса, написанная больше ста лет назад, современна: от дна никто не застрахован. Коллектив театра можно поздравить с новой талантливой работой. Постановка, конечно, не станет кассовой, как водевиль «Женитьба гусара», но её оценят по достоинству.

Кстати, это уже сделало высокое начальство: на премьере в прошедшую субботу побывала министр культуры края Елена Паздникова с коллегами. Пьеса им понравилась. Из других новостей: определился и главный режиссёр ачинской «драмы» – заслуженный артист РФ Юрий Цехановский.


8 октября 2014

Автор: Татьяна Гостенкова


  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Одноклассники
  • Яндекс.Закладки
  • БобрДобр
  • RSS
  • МоёМесто.ru
  • Blogger